Naked Scienceбез даты Текст источника в новой вкладке
Научно-популярное издание Naked Science

 
 
1. Пять мифов о неоригинальных картриджахВт, 27 июл[−]
©HP

Пять мифов о неоригинальных картриджах

Многие пользователи уверены, что покупка совместимых расходных материалов не влияет на качество печати и работу принтера, но они глубоко заблуждаются. Быстрая выгода от экономии на оригинальных картриджах ставит под угрозу весь процесс печати и приводит к ряду скрытых трат. Мы рассмотрим самые популярные мифы о неоригинальных картриджах и объясним, почему в них не стоит верить.

Почему невыгодно покупать доступные аналоги вместо оригинальных расходных материалов? Низкая цена — не что иное, как хитрый рекламный ход для продажи как можно большего количества совместимых картриджей. Потребителю кажется, что он совершил выгодную покупку, но в итоге он получает лишь набор проблем и дополнительных скрытых расходов.

Оригинальные чернильные картриджи стоят дороже совместимых вариантов, но обладают рядом уникальных преимуществ, которые полностью окупают их цену. В итоге они обходятся даже дешевле «экономичных аналогов» — объясняем, почему так происходит.

Миф № 1: совместимые картриджи экономят бюджет

На первый взгляд этот миф кажется правдой, но он в корне неверен. Покупка совместимых расходных материалов выглядит заманчивой, особенно при больших объемах печати — например, в крупных офисах. Но даже в том случае, если набор неоригинальных картриджей изначально обойдется в два раза дешевле, ненадежность этих материалов приведет к значительным скрытым тратам, которые сведут на нет всю экономию.

Совместимые аналоги обойдутся в среднем на 25% дороже оригиналов за счет более частого обслуживания принтера, поломок и повторной печати. Это подтверждают расчеты HP, основанные на результатах исследования картриджей для черно-белой печати, проведенного компанией SpencerLab в 2019 году.

©vegasinkandtoner.com

Еще одно интересное исследование, проведенное Buyers Laboratory, выявило, что принтеры на основе оригинальных картриджей печатают в среднем на 50% больше страниц, чем устройства, на которых установлены совместимые расходные материалы. Таким образом, сэкономив на покупке картриджей, вы сможете сделать в два раза меньше отпечатков — при этом часть из них потребует повторной печати. В итоге вырастет стоимость одной напечатанной страницы — ведь мало кто задумывается о скрытых затратах на дополнительный расход бумаги, электричества, чернил в картридже и, что немаловажно, рабочее время сотрудников!

Добавим к этому тот факт, что при сбоях в работе принтера сотрудники не смогут получить нужные им отпечатки и будут вынуждены тратить время на вызов специалиста или самостоятельный ремонт устройства печати. В некоторых случаях это может парализовать работу всего офиса и тем самым повлечь за собой дополнительные убытки.

Миф № 2: совместимые картриджи такие же надежные, как оригинальные

Пожалуй, самый распространенный миф — надежность неоригинальных расходных материалов. Казалось бы, что может пойти не так, если установить в принтер совместимый расходник? Чтобы перестать верить в это заблуждение, достаточно взглянуть на цифры.

В 2019 году компания SpencerLab провела исследование надежности картриджей для черно-белой печати, во время которого сравнила оригинальные картриджи HP для принтеров HP Pro 400 M402 и МФУ M521dn (модели HP 26A и 55A) с картриджами пяти других брендов. В результате исследования стало ясно, что 49% неоригинальных картриджей выходят из строя во время эксплуатации или сразу после установки — то есть почти половина из них оказывается непригодна для печати.

©Wikimedia Commons

Еще одно исследование, проведенное по заказу HP в 2018 году компанией Market Strategies International, выявило, что компании, в которых используют неоригинальные картриджи, в четыре раза чаще обращаются в службу поддержки из-за сбоев в процессе печати. Кроме того, согласно исследованию, проведенному Buyers Laboratory, четыре из пяти принтеров, которые непрерывно использовались с совместимыми картриджами, получили необратимые поломки.

Дело в том, что оригинальные расходные материалы адаптированы специально для работы с конкретным принтером: они обладают надежной конструкцией и содержат чернила, выполненные по особой рецептуре. Совместимые картриджи зачастую сразу имеют дефекты в конструкции, которые могут привести к отказам в работе или вовсе стать причиной неустранимой поломки принтера.

Миф № 3: совместимые картриджи обеспечивают такое же качество печати, как оригинальные

Многие думают, что вид отпечатка зависит не от расходных материалов, а от принтера. На самом деле, это не так: до 70% качества печати зависит от конструкции картриджа. Согласно упомянутому выше исследованию SpencerLab, принтеры с неоригинальными расходниками выдают на 19% меньше пригодных страниц из-за низкого качества печати. Это вынуждает пользователей многократно перепечатывать документы вместо того, чтобы заниматься основной работой.

Если вы хотите получать качественные отпечатки с первого раза, а не бороться с принтером, лучшим решением будет установка оригинальных картриджей. Это даст гарантию качества печати и сэкономит немало времени для более важных задач.

Миф № 4: со временем засыхают все картриджи — как совместимые, так и оригинальные

В отличие от пигментов, которые используются в СНПЧ, чернила в оригинальных струйных картриджах не засыхают, даже если вы долго не пользуетесь принтером. Благодаря конструкции корпуса и уникальному составу чернил, такой картридж может храниться до 90 дней без ущерба для качества печати.

©Wikimedia Commons

Совместимые картриджи, наоборот, имеют тенденцию высыхать и засоряться, если они не используются. Применение неоригинальных расходных материалов может привести к их полной замене при длительном отсутствии сотрудников — например, во время новогодних праздников. Согласитесь, вернуться из отпуска в офис, где не работает ни один принтер, — не самая приятная ситуация.

Миф № 5: формула чернил в оригинальных и совместимых картриджах идентична

Это неправда — как и миф о том, что все картриджи быстро засыхают. Чернила играют важную роль в качестве печати: процесс их изготовления и правильный состав особенно влияют на итоговый вид отпечатка.

Чернила в оригинальных расходных материалах изготовлены по уникальной рецептуре: они водостойкие, устойчивы к маркерам и позволяют создавать четкие отпечатки высокого качества на протяжении всего срока службы. От состава чернил зависит не только качество документов, но и их долговечность, ведь существующие правила архивирования документов требуют хранить отдельные бумаги десятки лет. Только оригинальные картриджи позволяют получить отпечатки, которые будут много лет сохранять первозданный вид.

Чтобы сэкономить, производители совместимых картриджей зачастую нарушают техпроцесс изготовления и состав чернил. В итоге аналоги получаются дешевле фирменных картриджей, но не могут конкурировать с ними в качестве печати. Они не обеспечивают равномерное и четкое окрашивание, а иногда даже нарушают правильную работу принтера.

Если сложить вместе все вышесказанное, вывод становится очевиден: покупка оригинальных расходных материалов защитит бизнес от скрытых трат и обеспечит гарантию качества печати и надежной работы принтеров. Единовременная экономия на покупке совместимых картриджей в долгосрочной перспективе повлечет дополнительные затраты, которые минимум на 25% больше, и приведет к постоянным сбоям в работе компании. Как гласит народная мудрость: скупой платит дважды, а бесплатный сыр всегда только в мышеловке.


2. Создан самый тонкий в мире магнитВт, 20 июл[−]
Иллюстрация магнитной связи в монослое оксида цинка, легированного кобальтом. Красные, синие и желтые сферы представляют собой атомы кобальта, кислорода и цинка соответственно / ©www.eurekalert.org

Создан самый тонкий в мире магнит

Двумерный магнит, сконструированный учеными, может найти применение в вычислительной технике и электронике, а также новых инструментах для изучения квантовой механики.

Магнитный компонент современных запоминающих устройств обычно состоит из тонких магнитных пленок, которые между тем остаются трехмерными. Их толщина равна сотням или даже тысячам атомов. Ученые давно искали способ создать двумерные магниты, что позволило бы хранить больше данных на одном устройстве.

Результаты в этой области были, но современные 2D-магниты теряют свои свойства при комнатной температуре и становятся нестабильными. Для поддержания магнетизма им требуются крайне низкие температуры. Ученые из Национальной лаборатории Лоуренса Беркли при Министерстве энергетики США и Калифорнийского университета успешно решили эту проблему. Работа опубликована в журнале Nature Communications.

«Мы первые, кто создал двумерный магнит, сохраняющий свои свойства при комнатной температуре», — заявил старший автор исследования, научный сотрудник отделения материаловедения лаборатории Беркли и доцент кафедры материаловедения и инженерии Калифорнийского университета Цзе Яо.

Разработка откроет новые возможности и для квантовой механики, поскольку с ее помощью можно изучать взаимодействия отдельных атомов. Удивительно, кстати, что он не теряет своих свойств не только при комнатной температуре, но и при 100 градусах Цельсия.

Магнит создали на основе оксида цинка, легированного кобальтом. Всего за несколько часов запекания в обычной лабораторной печи смесь превращалась в один атомный слой оксида цинка с небольшим количеством атомов кобальта, зажатых между слоями графена. На последнем этапе графен сгорал, оставляя лишь атомный слой оксида цинка, легированного кобальтом.

Сложностей технология не представляет, поэтому авторы работы считают, что их материал можно запустить в массовое производство при минимальных затратах.


3. Авиалайнер МС-21 снабдили композитным крылом российской разработкиПт, 16 июл[−]
МС-21 / ©ОАК

Авиалайнер МС-21 снабдили композитным крылом российской разработки

На авиалайнер МС-21 установили новое российское «черное крыло». Ранее совершил первый полет самолет этого типа, оснащенный двигателями ПД-14.

Программа разработки нового авиалайнера МС-21 уверенно, хотя и не без задержек, движется вперед. Как сообщили «Вести», на днях машину снабдили российским композитным крылом.

«Крыло у самолета одно, и состоит оно из трех агрегатов: центроплана и двух консолей. Консоли изготавливаются на заводе “АэроКомпозит-Ульяновск” и доставляются в Иркутск автотранспортом. Перед установкой на самолет консоли прошли тщательный входной контроль», — заявил замначальника агрегатно-сборочного производства Олег Корзинников.

Когда сборку планера завершат, на машину начнут устанавливать системы. После этого последуют ее проверка на земле и первый полет.

Поднять в воздух первый серийный МС-21-300 хотят до конца 2021-го. Поставлять самолет заказчикам начнут после того, как завершат сертификационные тесты. В качестве сроков начала серийного производства авиалайнера ранее называли следующий год. Создатели надеются на интерес к машине как внутри страны, так и за ее пределами.

В прошлом году программа прошла важный этап. Впервые поднялся в небо первый МС-21, оснащенный российскими двигателями ПД-14: ранее как основу силовой установки использовали изделия Pratt & Whitney.

МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14 / ©Ростех

МС-21 — среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, который позиционируют как условный аналог зарубежных Airbus A320neo и Boeing 737 MAX. Главный конкурент российской машины на мировом рынке — новейший китайский Comac C919, которому только предстоит пойти в серию.

Авиалайнер МС-21 — важнейший, но не единственный значимый проект в российском гражданском авиастроении. Еще более амбициозной задачей выглядит разработка широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета нового поколения CR929, рассчитанного на 250-300 пассажиров. Над этим проектом Россия работает вместе с Китаем.

Согласно планам, первый прототип машины может быть готов в скором времени: к сборке первого образца планировали приступить в этом году. Начать эксплуатировать машину могут примерно в 2030-м.

Примечательная особенность самолета — возможность установки новых российских двухконтурных турбовентиляторных двигателей сверхбольшой тяги ПД-35.

Уместно напомнить, что в этом году «Ростех» собрал первый газогенератор нового российского двигателя для модернизированного Sukhoi Superjet New. Его разработали с учетом технических решений, ранее опробованных на ПД-14.


4. «Формула-1» официально представила болид нового поколения для сезона 2022 годаПт, 16 июл[−]
Новый болид / ©motorsport

«Формула-1» официально представила болид нового поколения для сезона 2022 года

Перед началом уик-энда в Сильверстоуне официально представили машину, построенную по техническому регламенту 2022 года. Одна из главных особенностей болида — футуристичный внешний вид.

На этих выходных состоится новый этап «Формулы-1», он пройдет в британском Сильверстоуне. Уик-энд среди прочего запомнится фанатам презентацией нового болида для сезона-2022.

Следующий год станет для «Формулы-1» без преувеличения историческим, ведь в силу вступит совершенно новый технический регламент, который радикально повлияет на облик машин. Как можно заметить, особое внимание уделили эстетической стороне вопроса: во всяком случае, визуально болид выглядит привлекательнее машин 2021 года.

Новый болид / ©motorsport

Нет сомнений, что команды будут искать собственные решения, однако, если говорить об аэродинамике, то регламент накладывает серьезные ограничения на участников состязания. Это должно способствовать в том числе более напряженной борьбе.

Новый болид / ©motorsport

Несколько лет назад представили концепты автомобилей «Формулы-1» нового типа. Они заметно отличались от модели, показанной в преддверии гонки в Сильверстоуне.


5. Создана одежда, устойчивая к укусам комаровСр, 14 июл[−]
Создана одежда, устойчивая к укусам комаров / ©Getty images

Создана одежда, устойчивая к укусам комаров

Американские специалисты создали одежду из текстильных материалов. Она не содержит инсектицидов и обезопасит от укусов комаров, в том числе переносящих такие заболевания, как вирус Зика, желтая лихорадка или денге.

Работа опубликована в журнале Insects. Исследователи из Университета Северной Каролины (США) создали и протестировали одежду, защищающую от укусов комаров Aedes aegypti. Для этого они использовали вычислительную модель собственной разработки, которая предотвратила 100 процентов укусов. Этого удалось добиться благодаря точным данным о размере головы и хоботков Aedes aegypti.

На основе этой информации ученые вычислили размер пор между волокнами и толщину нитей, а затем создали соответствующую ткань. Чтобы проверить точность своей модели, они провели эксперимент, наполнив резервуар кровью и накрыв его материалом, описанным моделью. Затем комаров выпустили, а после посчитали, сколько из них сумели напиться крови.

К слову, видов ткани получилось несколько. Одна из них, к примеру, была очень тонкой, менее одного миллиметра. Тем не менее состояла из очень плотных волокон, сквозь которые насекомые просто не могли просунуть хоботок. Второй материал имел поры среднего размера — такие, чтобы комар не мог просунуть сквозь них голову. А третий был с крупными порами, но достаточно плотным, поэтому насекомые все равно не могли добраться до кожи.

В эксперименте участвовали и добровольцы: они носили одежду из разных видов ткани, через которую комары действительно не смогли добраться до тела. Помимо этого, ученые сравнили эффект своей разработки с одеждой, обработанной инсектицидами, и выяснили, что их ткань лучше справляется с укусами — на все 100 процентов.

Из-за сходства Aedes aegypti с другими видами комаров исследователи считают, что ткань будет эффективна и против них. Поэтому авторы исследования уже создали нижнее белье, рубашки с длинным рукавом и другую одежду на основе этой ткани и планируют запатентовать разработку. По их мнению, она будет будет полезна как для военных, так и для обычных людей.


6. Инженеры создали умную ткань, которая излучает тепло. В ней на солнце становится прохладнееПт, 09 июл[−]
Как сработал жилет из обычного материала (слева) и умной ткани (справа) / ©Science

Инженеры создали умную ткань, которая излучает тепло. В ней на солнце становится прохладнее

Создатели проекта считают, что одежда и чехлы из умной ткани, излучающей тепло и отражающей свет, могут помочь людям и предметам, находящимся на солнце, оставаться на несколько градусов холоднее. Появления вещей с таким эффектом ожидают на рынке через год.

Ткань разработала команда из Хуачжунского научно-технического университета в Ухане. Они назвали проект «метафабрией» — в нем объединили микроскопические бусины и волокна оксида титана и тефлона, а также полимолочную кислоту. Материалы встроили в более крупные волокна. Оксид титана и тефлон отражают ультрафиолетовый и видимый свет, а полимолочно-кислые волокна излучают инфракрасный.

«Благодаря такой структуре наша метаткань достигает почти идеальной средней инфракрасной излучаемости и максимизирует рассеивание тепла», — рассказал Гуанмин Тао, руководитель проекта. Подробности работы опубликованы в журнале Science.

Ученые провели несколько тестов, чтобы проверить, насколько хорошо ткань охлаждает людей и предметы в жару. В первом эксперименте доброволец надел жилет, сделанный наполовину из хлопка и наполовину из метаткани. В нем человек находился на солнце в течение часа. Температура кожи под метатканью за это время выросла примерно с 31 градуса Цельсия до 32, в то время как температура под хлопком достигла плюс 37.

Для другого теста исследователи взяли три автомобиля. Один из них накрыли метатканью, второй — купленным в магазине чехлом, а третий просто оставили на солнце. За два часа — с 11:00 до 13:00 —температура в первом авто выросла до 30 градусов Цельсия, во втором — до 57, в третьем — до 60.

Авторы проекта отметили, что для человека метаткань наиболее эффективна при контакте с кожей. Если надеть ее поверх обычной одежды, через нее будет проходить меньше тепла. Следовательно, значительная часть охлаждающего эффекта потеряется.

Кроме того, разработка эффективна в тени, хотя охлаждение будет не таким заметным, как на солнце. Также ее можно красить в разные цвета, но самой эффективной будет одежда из белой метаткани. Ученые добавили, что их проектом уже заинтересовались некоторые производители одежды. Команда надеется, что вещи из охлаждающей ткани будут доступны на рынке уже через год.


7. В Германии создадут водородный авиалайнерСр, 07 июл[−]
Dornier 328 / ©Deutsche Aircraft

В Германии создадут водородный авиалайнер

Специалисты из компаний H2Fly и Deutsche Aircraft объединяют усилия для создания водородного самолета, рассчитанного на 40 пассажиров. Первый полет демонстратор технологий может совершить примерно в 2025-м.

Компании H2Fly и Deutsche Aircraft будут вместе работать над авиалайнером на водородном топливном элементе. Демонстратор технологии создадут на базе Dornier 328 — пассажирского ближнемагистрального турбовинтового самолета. Первый полет он совершил 6 декабря 1991 года.

Стартовый полет демонстратора запланировали на 2025 год. Коммерческий авиалайнер планируют создать к 2030-му. Он будет иметь дальность полета до 1850 километров при крейсерской скорости 520 километров в час.

У разработчиков есть большой опыт в этом направлении. Ранее H2Fly разработала водородную крылатую машину HY4 на основе электрического Pipistrel Taurus Electro G4. Первый полет она совершила в 2016 году. Самолет может летать со скоростью 200 километров в час. Практическая дальность — до 1500 километров.

40-местный водородный лайнер / ©H2Fly

Недавно израильская компания Eviation Aircraft представила внешний вид серийной версии своего электрического самолета Alice.


8. Инженеры создали робота-таракана, которого невозможно раздавитьВт, 06 июл[−]
Инженеры создали робота-таракана, которого невозможно раздавить / ©Getty images

Инженеры создали робота-таракана, которого невозможно раздавить

Робот размером с почтовую марку способен выдерживать вес, в миллион раз превышающий собственный.

Огромное число разработок инженеров, как известно, вдохновлено природой. Одна из самых удачных моделей для мини-роботов — саранча. Но и тараканы оказались прекрасными образцами для полета инженерной мысли: они быстрые, ловкие и имеют довольно прочный панцирь. Но все равно их довольно легко раздавить.

Специалисты из университетов Цинхуа, Бехайнского (Китай) и Калифорнийского вдохновились именно этим насекомым, но улучшили его природные характеристики, создав робота-таракана. Весит робот менее одной десятой грамма и способен выдержать, когда на него наступает человек массой примерно в 60 килограммов. Это отличает его от большинства миниатюрных роботов, которые очень хрупки. Подробности разработки опубликованы в журнале Science Robotics.

На вид творение инженеров похоже на прямоугольный кусок металла. Отчасти так и есть: секрет устойчивости робота к нагрузкам — в простоте его конструкции. Он сделан из тонкого листа поливинилидендифторида — пьезоэлектрического материала, который способен расширяться и сжиматься под воздействием переменного тока. Благодаря этому сжатию-расширению, а еще передней ноге и эластичному полимерному слою робот и передвигается, изгибаясь и толкая самого себя вперед со скоростью 20 сантиметров в секунду.

Еще он способен подниматься по пологим склонам, преодолевать препятствия из небольших труб и даже нести грузы, вес которых в шесть раз превышает его собственный, например арахис. Пока бот привязан к источнику питания, но в будущем, как планируют разработчики, он будет работать от крошечной батареи. По мнению инженеров, такие роботы могут быть полезны при исследовании малодоступных мест бедствий и катастроф: они маневренны, быстры и надежны.


9. Tesla Model S Plaid «самовоспламенилась», когда внутри был водительСб, 03 июл[−]
Сгоревшая Tesla Model S Plaid / ©meiselasb

Tesla Model S Plaid «самовоспламенилась», когда внутри был водитель

Новая версия Model S внезапно загорелась, когда внутри находился человек. Он не пострадал.

Инцидент произошел в Хаверфорде (штат Пенсильвания). Tesla Model S Plaid загорелась во вторник вечером: из-за сбоя электроники водитель на короткое время оказался в ловушке внутри.

Адвокат владельца заявил, что автомобиль «самовоспламенился». «Мы представляем клиента, который купил новую Tesla Model S Plaid, она была отгружена в числе первых 250. Во вторник автомобиль самопроизвольно возгорелся. Наш клиент оказался в ловушке и мог умереть. Мы пытались связаться с Tesla, но пока нас игнорируют», — сказал адвокат потерпевшего. Выводы о причинах случившегося делать рано, идет следствие.

Сгоревшая Tesla Model S Plaid / ©meiselasb

Нужно полагать, глава Tesla Илон Маск не считает подобные случаи, которые имели место и раньше, чем-то из ряда вон выходящим. «Больше миллиона двигателей внутреннего сгорания (это прямо в названии!) в автомобилях загорается ежегодно, тысячи смертей, но один пожар в автомобиле Tesla без травм получает самые громкие заголовки. Почему двойные стандарты? Вот это настоящий вопрос», — написал он в своем Twitter в 2019-м.

Сгоревшая Tesla Model S Plaid / ©meiselasb

Описанный случай привлек внимание еще потому, что он произошел с новейшей Tesla Model S Plaid, которую позиционируют как быстрейший электромобиль в линейке.

Презентацию новинки провели в этом году. Авто может разогнаться до 100 километров в час чуть более чем за две секунды. Максимальная скорость составляет 320 километров в час. Одной подзарядки достаточно, чтобы проехать примерно 630 километров, подзарядить машину можно за 15 минут.

Tesla Model S Plaid / ©Tesla

Model S Plaid получила обновленный внутренний интерьер. Салон снабдили двумя сенсорными экранами, при помощи которых можно управлять системами электромобиля. За новинку просят 130 тысяч долларов (примерно 9,3 миллиона рублей).

Причиной скандалов и разбирательств с автомобилями Tesla иногда становится автопилот. Недавний случай в США показал неспособность Tesla контролировать водителя.

В теории электроника отслеживает наличие водителя за рулем и машина не трогается в путь, не убедившись в его присутствии. Проблема в том, что некоторые пытаются обмануть компьютер, а для полностью автономного движения Tesla не предназначена.

При этом последние данные говорят о том, что автопилот делает движение более безопасным, хотя иногда и совершает собственные ошибки.


10. Израильтяне представили новое видение электрического самолета AliceПт, 02 июл[−]
Серийный Alice. Изображение / ©prnewswire

Израильтяне представили новое видение электрического самолета Alice

Израильская компания Eviation Aircraft показала, как будет выглядеть серийная крылатая машина Alice. Ранее представили ее прототип.

Компания Eviation Aircraft представила новый облик полностью электрического самолета Alice, который готовится к первому полету в конце года. Новая версия получила T-образное хвостовое оперение. Вместо трех винтов (как на прототипе) — два. Они расположены в хвостовой части.

Заявленная максимальная дальность полета Alice — примерно 815 километров, а крейсерская достигает 407 километров в час. На борту могут разместиться девять пассажиров. Ввести самолет в коммерческую эксплуатацию планируют в 2024 году.

©prnewswire

В прошлом году прототип самолета загорелся при испытаниях. Источником возгорания назвали аккумуляторную батарею.

Прототип Alice / ©Eviation

Примерно в то же время произошло еще одно важное событие, способное повлиять на авиационный мир. Компания Otto Aviation официально представила потенциально революционный самолет Celera 500L. Машина может похвастаться крайне низким расходом топлива, что делает ее очень экономичной.


11. В России создали сверхпрочный сплав, который можно применять для разных видов транспортаСр, 23 июн[−]
©Depositphotos/kasezo2

В России создали сверхпрочный сплав, который можно применять для разных видов транспорта

Российские специалисты разработали термостойкий алюминиевый сплав, имеющий повышенную прочность и способный найти применение в самых разных направлениях.

О разработке сверхпрочного сплава сообщил журнал Materials Letters, русскоязычный обзор предоставило РИА Новости. Работы провели Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Сибирский федеральный университет и Научно-производственный центр магнитной гидродинамики.

Ученые нашли способ создавать уникальную термостойкую проволоку повышенной прочности. Ее изготавливают из алюминиевого сплава, который изначально отлит в виде длинномерной, диаметром около 10 миллиметров, заготовки в электромагнитном кристаллизаторе.

Авторы исследования получили термически стабильную структуру (до 400 градусов Цельсия), существенно превосходящую по термической устойчивости другие алюминиевые сплавы.

Созданные по новой технологии проводники смогут применять в самых разных направлениях: начиная от железнодорожного транспорта и заканчивая авиацией. Предполагается, что они заменят дорогие и тяжелые медные проводники.

В прошлом году стало известно, что российские инженеры нашли способ существенно повысить ресурс силовой установки нового авиалайнера МС-21 за счет применения сверхпрочного сплава для лопаток его двигателей.


12. Гоночный летающий автомобиль Mk3 совершил первый полет с помощью аватараВт, 22 июн[−]
Тяговооруженность Alauda Aeronautics Mk3 EXA почти втрое превышает таковую у истребителя McDonnell Douglas F-15 Eagle — 1,07-1,3 (в зависимости от полезной нагрузки) у боевого самолета против 3,5 у летающего автомобиля. Но такие впечатляющие показатели не даются даром: на одном заряде батарей гоночный болид может провести в воздухе всего 10-15 минут. Чтобы сократить время пит-стопов компания разработала фирменную систему подключения аккумуляторов, благодаря которой замена производится всего за 20 секунд / ©Alauda Aeronautics, Airspeeder

Гоночный летающий автомобиль Mk3 совершил первый полет с помощью аватара

Австралийские компании Alauda и Airspeeder объявили о первом и успешном тестовом полете спортивного летающего автомобиля Mk3. Он прошел в беспилотном режиме и управлялся удаленно, через имитирующего человеческое тело робота-аватара. Позднее в этом году запланированы сразу три гонки с участием таких летающих аппаратов в разных странах/

Alauda Aeronautics Mk3 EXA представляет собой октакоптер весом 130 килограммов без пилота или аватара. Суммарная мощность восьми электродвигателей составляет 320 киловатт. Они приводят в движение восемь двухлопастных винтов диаметром около 80 сантиметров, расположенных на четырех рычагах. Максимальная скорость аппарата не уточняется, но, согласно официальному ролику-тизеру, на испытаниях Mk3 разогнался более чем до 150 километров в час. Хотя это может быть и художественный элемент промокампании.

В пресс-релизе Airspeeder ( PDF), посвященном первому полету нового поколения летающих гоночных автомобилей, указано, что Mk3 способен разогнаться с нуля до 100 километров в час (62 мили в час) за 2,8 секунды. Максимальная высота полета достигает 500 метров, а грузоподъемность — 80 килограммов. Последняя характеристика несколько ограничивает список лиц, которые могут быть допущены в кресло пилота. Да, хотя в испытательном полете и анонсированных соревнованиях болиды третьего поколения управляются дистанционно, в них оборудован полноценный кокпит.

Дело в том, что модель Mk3 по плану должна стать последней итерацией разработок Alauda перед созданием пилотируемой версии Mk4. Именно поэтому управление осуществляется не просто через телеканал, а посредством имитирующего некоторые части человеческого тела аватара. Компания собирается не только устроить шоу, но и проверить на соревнованиях, какие нагрузки будет испытывать пилот в «боевых» условиях, а также оценить возможные проблемы в его взаимодействии с машиной.

В этом и заключается финальная цель австралийского стартапа: пилотируемые гонки на летающих автомобилях. Основатель Alauda и Airspeeder Мэтью Пирсон (Matthew Pearson) считает, что прогресс в области разработки подобного транспорта имеет смысл стимулировать через спорт. И его точку зрения нельзя назвать необоснованной: в истории автомобилестроения можно найти множество технических решений, которые сначала изобрели для гонок, а потом они перекочевали в серийные «гражданские» модели.

В первых беспилотных гонках высококвалифицированные пилоты будут сидеть в специально подготовленных кокпитах Alauda Aeronautics Mk3 EXA. Все их взаимодействия с органами управления повторят аватары на треке. Причем последний даже не придется строить: гонки Airspeeder проходят в формате дополненной реальности (AR). Сторонний наблюдатель сможет увидеть лишь несколько больших октакоптеров, нарезающих замысловатые круги над австралийской пустыней.

Зато перед глазами пилотов и зрителей официальной трансляции поверх картинки с камер появится виртуальная трасса в воздухе. Задумка Пирсона и команды единомышленников — соревнование на технически идентичных летающих автомобилях, победа в котором зависит только от мастерства гонщиков. Десяток Mk3 уже запущен в производство, так что, по утверждению Airspeeder, до конца года удастся провести три демонстрационных заезда (как это вообще теперь называться будет?) с участием нескольких команд (по два болида на каждую). Ну а на следующий год компания вовсе планирует полноценный мировой чемпионат «Серии EXA» с трассами в разных странах.

В создании гоночных летающих автомобилей принимали участие бывшие инженеры Mclaren, Brabham, Boeing, Mclaren, Jaguar и Rolls-Royce. Штаб-квартира и центр Alauda Aeronautics расположены на юге Австралии, в городе Аделаида. Эта компания Пирсона отвечает за инженерную сторону вопроса. В ведении Airspeeder — организация соревнований и информационная поддержка всех мероприятий.


13. Беспилотное судно Mayflower отправилось в трансатлантическое путешествиеПт, 18 июн[−]
Mayflower / ©IBM

Беспилотное судно Mayflower отправилось в трансатлантическое путешествие

Автономный тримаран Mayflower начал свой непростой путь из британского Плимута к побережью США. Кроме демонстрации возможностей беспилотного мореходства, он должен собрать научные сведения о состоянии Мирового океана.

Корпорация IBM и некоммерческая организация ProMare, занимающаяся исследованием океана, объявили, что автономное судно Mayflower (MAS400) сейчас находится в международных водах, пытаясь пересечь Атлантический океан и достичь побережья США.

Судно начало путь из Плимута (Великобритания) 15 июня. На борту нет ни одного человека, управление осуществляет система AI Captain, получающая данные от десятков сенсоров.

Предполагается, что путешествие через Атлантический океан к побережью Массачусетса займет около трех недель. За это время Mayflower соберет научные сведения, которые касаются, в частности, микропластика и состояния популяций морских животных.

Разработку Mayflower вели несколько лет. Тримаран имеет массу в районе пяти тонн, его длина составляет 15 метров, а ширина — 6,2 метра. Судно оснащено гибридным электродвигателем, использующим солнечную энергию. Mayflower может развивать максимальную скорость в 10 узлов (19 километров в час).

Mayflower / ©IBM

Название корабля — дань памяти первым поселенцам, которые прибыли в Северную Америку. Имя Mayflower носило торговое судно, на котором англичане в 1620 году пересекли Атлантический океан и основали Плимутскую колонию — одно из первых североамериканских поселений британцев.

Разработку беспилотных кораблей сейчас активно ведут Соединенные Штаты. Одним из главных событий года по этой теме стала поставка Военно-морским силам США корабля Seahawk — «побратима» знаменитого Sea Hunter. Испытания последнего начались в 2016 году. Предполагается, что такие военные единицы, действуя автономно, позволят эффективнее выявлять субмарины неприятеля.

По сравнению с первым кораблем Seahawk имеет некоторые улучшения, которые касаются электрических систем, систем крепления полезной нагрузки и станции управления оператора.

Sea Hunter / ©Leidos

В 2019 году испытания своего беспилотного корабля начали китайцы. Катер JARI-USV получил популярную сегодня модульную схему, благодаря которой он может решать широкий круг задач, включая борьбу с кораблями противника. Среди самых интересных особенностей — возможность применять установку вертикального пуска на восемь ячеек.


14. Разработана «робокожа», на которой могут появляться «синяки»Чт, 17 июн[−]
©CellurARSkin, Technische Universit?t M?nchen

Разработана «робокожа», на которой могут появляться «синяки»

Китайские инженеры создали «робокожу» на основе гибкого и упругого гидрогеля, который после удара временно меняет цвет на густо-фиолетовый.

Инженеры, работающие над кожей для роботов будущего, создали удивительные системы, некоторые из которых способны почувствовать дуновение ветра не хуже кожи человека. А новая разработка ученых из Китайского университета Гонконга темнеет после удара, получая «кровоподтеки» — совсем как человеческие. Статья Шипина Чжу (Shiping Zhu) и его коллег опубликована в журнале ACS Applied Materials & Interfaces.

В отличие от аналогичных разработок, новая «робокожа» не использует электронных компонентов, все процессы в ней происходят благодаря ионным взаимодействиям. Гидрогель, который служит ей не только проводящей ионы средой, но и гибкой, упругой, растяжимой основой. Это позволяет размещать «робокожу» на подвижных деталях и, например, регистрировать механическое давление по изменению проводимости.

«Синяк» на «робокоже» из ионного гидрогеля / ©Qiu et al., 2021

Шипин Чжу и его соавторы дополнили такую «ионную кожу» молекулами спиропиранов, которые под давлением меняют окраску от бледно-желтой до густо-фиолетовой, возвращая первоначальный цвет лишь через несколько часов. Это позволило создать систему, которая указывает на участок потенциального повреждения так же наглядно, как кровоподтеки на нашем теле, — и почти теми же красками.

Ученые также провели эксперименты с добровольцами, которым фрагменты «робокожи» закрепляли на пальце, руке или колене. Опыты показали, что сгибание и растяжение изменяют ее электропроводимость, но не вызывают появления «синяков». Однако чувствительный удар или сильное давление приводили к изменению цвета, которое сохранялось в течение двух-пяти часов.


15. Маск представил Tesla Model S Plaid — быстрейший серийный электромобиль в миреПт, 11 июн[−]
Tesla Model S Plaid / ©Tesla

Маск представил Tesla Model S Plaid — быстрейший серийный электромобиль в мире

Электромобиль Tesla Model S Plaid может разогнаться до 100 километров в час чуть более чем за две секунды. На одной подзарядке он может проехать примерно 630 километров.

Глава компании Tesla представил новую версию знаменитой Tesla Model S — Model S Plaid. Отличительная особенность новинки — исключительная «проворность». До 100 километров авто разгоняется за две секунды. Максимальная скорость составляет 320 километров в час. Подзаряжается Tesla Model S Plaid за 15 минут, при этом одной подзарядки хватит на 630 километров.

Претерпел изменения внутренний интерьер. Салон получил два сенсорных экрана, с помощью которых можно управлять системами автомобиля. Передний дисплей диагональю 17 дюймов удобно использовать для фильмов или игр. Есть несколько зарядных модулей для смартфонов и других гаджетов. Разработчики подтвердили графику AMD с архитектурой RDNA 2, обеспечивающую вычислительную мощность на уровне PlayStation 5.

Tesla Model S Plaid / ©Tesla

Цена новинки — 130 тысяч долларов (приблизительно 9,3 миллиона рублей). Заказчики уже получили первые экземпляры, а в течение недели должны поставить еще несколько сотен таких авто.

Линейку Model S можно назвать знаковой для компании Маска. Прототип впервые показали на Франкфуртском автосалоне в 2009 году, поставки машин в США начали в 2012-м. По итогам первого квартала 2013 года в Соединенных Штатах продали 4750 экземпляров Tesla Model S, что сделало модель бестселлером среди люксовых седанов. К концу первого квартала 2014 года всего в мире продали около 32 тысяч Tesla S.

Недавно специалисты Byautoinsurance.com оценили рынок электромобилей в США за последние три года. Как оказалось, три четверти всех продаж авто с нулевым уровнем выхлопа составили различные модели Tesla. Больше половины всего рынка пришлось на бюджетный седан Model 3.

В прошлом году о себе напомнил очередной конкурент Tesla. Компания Lucid Motors заявила, что ее премиум-модель Lucid Air способна проехать на одном заряде 832 километра — это значительно лучше показателей Tesla Model S Long Range Plus.

Позже стало известно, что Lucid Air обогнал Tesla Model S на дрэг-дистанции. Авто в топовой комплектации Dream Edition преодолело дистанцию за 9,9 секунды, в то время как как Tesla не смог уложиться в 10-секундный интервал.

Lucid Air на дрэг-дистанции / Lucid Motors

Еще один недавно представленный «спринтер» — электрический спорткар Mustang Cobra Jet 1400. Он может разогнаться на дрэг-рейсинговой дистанции в 400 метров до скорости 275 километров в час, преодолев участок за восемь секунд.


16. Наушники измерили уровень алкоголя в крови через кожуПт, 11 июн[−]
Кадр из фильма «Большой Лебовски»

Наушники измерили уровень алкоголя в крови через кожу

Команда инженеров представила новое устройство, которое позволит отслеживать изменение уровня алкоголя в крови в реальном времени. Прибор будет собирать данные из газа, выделяющегося через кожу ушей.

Работа опубликована в журнале Scientific Reports. Инженеры из Токийского медицинского и стоматологического университета разработали прибор, который измеряет уровень алкоголя в крови. Он состоит из переделанной пары обычных наушников, которые отслеживают выделяющийся через кожу ушей газ, и датчика паров этанола. Если датчик обнаруживает пары, загорается световой индикатор — его яркость показывает концентрацию спирта.

Авторы проекта протестировали наушники на добровольцах. Они отобрали трех мужчин, которые выпили алкоголь перед началом эксперимента, в течение 140 минут. Концентрация спирта в организме каждого испытуемого составила 0,4 грамма на килограмм веса.

Уровень алкоголя в крови измерили двумя способами: через новые наушники и дыхание — с помощью датчика паров этанола и специального устройства: оно содержит реагенты, которые меняют цвет при воздействии спирта. Измерения проводили только через одно ухо, которое выбрали случайно: ученые предположили, что концентрация этанола в двух слуховых каналах будет одинаковой.

Тесты показали, что с течением времени изменения концентрации этанола, выделяемого через уши и дыхание, похожи. Также инженеры установили, что средняя максимальная концентрация спирта, выделяемого через уши, составляет 148 частей на миллиард. Это вдвое больше той, которую раньше смогли определить через кожу рук. Однако данные, полученные через наушники, могут быть неточными, поскольку пот создает небольшие помехи для датчика.

Авторы предполагают, что прибор можно использовать для разных целей. Например, чтобы измерять другие газы, выделяемые через кожу — это пригодится при диагностике заболеваний. Команда собирается продолжить исследования. В планах — проверить, как газы, выделяемые из кожи уха, могут мониторить болезни и отслеживать метаболизм.


17. Биткоин впервые признали законным платежным средством наравне с государственной валютойСр, 09 июн[−]
©Oficina de Informaci?n P?blica El Salvador

Биткоин впервые признали законным платежным средством наравне с государственной валютой

Для криптовалют настали интересные времена. Свершилось давно ожидаемое энтузиастами событие: самую популярную «цифровую монету» — Bitcoin — признали официальным платежным средством. И хотя произошло это в далеком Сальвадоре, который трудно назвать самой авторитетной и влиятельной страной, прецедент все равно любопытный.

Как гласит официальное сообщение Офиса общественной информации Республики Сальвадор, Законодательное собрание одобрило новый закон о принятии криптовалюты Bitcoin в качестве легитимного платежного средства в стране. Инициативу действующего президента Найиба Букеле поддержали 62 депутата из 84. Биткоин официально станет легальной валютой Сальвадора наравне с долларом США через 90 дней.

Согласно новому закону, каждое государственное учреждение, коммерческая служба или частная компания обязаны принимать криптовалюту к оплате за товары и услуги. За исключением тех случаев, когда предоставить такую возможность организация не может по объективным причинам. Насильно заставлять людей переходить на биткоин никто не собирается: одна из ключевых статей документа посвящена необходимости избежать ущерба для частного сектора экономики.

В качестве базовой валюты для бухгалтерских целей все равно будут использовать доллар. Чтобы урегулировать юридические вопросы, связанные с оборотом биткоина в стране, на исполнительную власть ложится обязательство разработать соответствующие юридические нормы. А для гарантии конвертируемости криптовалюты в доллар и обратно Банк развития Сальвадора (BANDESAL) организует специальный траст. Курс биткоина, естественно, будет диктовать рынок.

Иными словами, уже осенью сальвадорцы получат широкие возможности по легальному использованию самой популярной криптовалюты в мире. Любые цены в стране можно будет устанавливать в биткоинах, а их обмен на доллары не будет облагаться налогом на прирост капитала. Да что там говорить, даже налоги разрешили оплачивать «цифровыми монетами».

По задумке президента Сальвадора и его сторонников, такое революционное решение позволит достичь сразу нескольких целей. Во-первых, облегчит жителям страны переводы средств из-за рубежа. Экономика этого центральноамериканского государства сильно зависит от них: около 20% его ВВП (порядка четырех миллиардов долларов) обеспечивается перечислениями заграничных заработков домой. Во-вторых, легализация биткоина поможет вернуть в легальное поле хотя бы часть теневого бизнеса. И речь не о преступных сделках.

До 70% сальвадорцев не имеют банковских счетов и рассчитываются друг с другом в рамках так называемой неформальной экономики. То есть в формате бартера или торговли с произвольно устанавливаемыми ценами и в рамках не облагаемых налогами сделок. Упростив цифровизацию экономической деятельности и ее защищенность (которая обусловлена самой технологией криптовалюты), правительство надеется вернуть людей в «белую» экономику.

Новость вызвала неоднозначную реакцию за пределами Сальвадора. Некоторые финансисты поддержали такое решение, а другие высказали сомнение в его разумности. В качестве аргумента против легализации и популяризации биткоина среди широких масс они приводят высокую волатильность криптовалюты.

К тому же принятие биткоина как законного платежного средства наравне с долларом может негативно сказаться на готовности Международного валютного фонда выделить стране помощь в ближайшее время. А Сальвадор запросил ни много ни мало более миллиарда долларов субсидий.


18. Между Москвой и Санкт-Петербургом запустили линию квантовой связиСр, 09 июн[−]
©Правительство России

Между Москвой и Санкт-Петербургом запустили линию квантовой связи

Сеть стала второй по размерам в мире и самой крупной в Европе. Для демонстрации возможностей линии квантовой связи с ее помощью провели сеанс видеосвязи между главным центром управления ОАО «РЖД» в Москве и ситуационным центром правительства Петербурга.

Согласно официальному сообщению на сайте правительства России, в мероприятии приняли участие генеральный директор, председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. В рамках «квантового видеозвонка» они обсудили перспективы сотрудничества между одной из крупнейших российских инфраструктурных компаний и Ленинградской областью.

По итогам разговора Санкт-Петербург и ОАО «РЖД» заключили соглашение о совместном развитии квантовых коммуникаций и систем связи. Правительство региона и железнодорожная компания будут вместе развивать связанный с этой технологией рынок в Северной столице. Кроме того, партнерство должно поспособствовать укреплению научно-технического потенциала местных предприятий и повысить их кибербезопасность.

Запуск линии квантовой связи между Петербургом и Москвой курировал заместитель председателя правительства по вопросам цифровой экономики и инновациям, связи, СМИ, а также культуры, туризма и спорта Дмитрий Чернышенко. По его словам, сеть создана на базе оригинальных отечественных решений. В реализации проекта участвовало не только ОАО «РЖД», но и ряд технологических компаний, а также научных институтов.

Магистральная квантовая сеть Москва — Санкт-Петербург входит в национальную программу «Цифровая экономика». Ее запуск в столь короткие сроки вице-премьер считает большим достижением, ведь дорожную карту по квантовым коммуникациям правительство подписало только в прошлом августе. Всего в этом документе предусмотрены 120 проектов, 75 продуктов и сервисов, причем на значительную их часть уже выделили необходимые средства.

В числе этих проектов — увеличение количества квантовых сетей для безопасной передачи данных. Общая их протяженность к 2024 году должна достичь семи тысяч километров. Что немаловажно, отмечает Чернышенко, запрос на квантовую связь исходит не только от государственных учреждений, но и от бизнеса.

Стоит отметить, что технических подробностей о запущенной между городами квантовой сети в сообщении правительства нет. Наиболее вероятно, что речь идет о сети с использованием квантового распределения криптографических ключей (QKD). То есть через существующие широкополосные каналы связи устанавливается туннельное соединение (например, VPN), шифрование которого производится специальными ключами. Их надежность и стойкость к взлому или перехвату обеспечивают при помощи переданных по выделенному оптическому каналу квантово запутанных фотонов.


19. Австралийцы испытали «зеленую» альтернативу реактивному ранцуВт, 08 июн[−]
Copterpack / ©newatlas

Австралийцы испытали «зеленую» альтернативу реактивному ранцу

В Австралии провели летные испытания «коптерпака», который рассматривают как альтернативу реактивному ранцу. Последний, впрочем, пока не получил широкого распространения, и нет никаких гарантий, что представленная новинка заинтересует мир.

Показанное видео демонстрирует австралийского испытателя, поднимающегося высоко над землей, используя двухроторное электрическое персональное летное устройство Copterpack. Аппарат довольно громоздкий, но выглядит на удивление устойчивым и легко управляемым. Испытатель доказал, что «коптерпак» может мягко совершать посадку, а его маневры ничем не затруднены.

Конструктивно Copterpack ближе к созданному в Новой Зеландии персональному сверхлегкому летательному аппарату Martin, чем к устройствам с двигателями JetCat, полеты на которых выполняют такие испытатели, как Дэвид Мейман и Ричард Браунинг.

Испытания Copterpack / ©newatlas

Copterpack оснащен двумя винтами диаметром примерно 90 сантиметров. С жестким каркасом рюкзака их соединяют трубки из углеродного волокна. Устройство имеет аккумуляторные батареи и подлокотники для ручного управления.

Аппараты, имеющие четыре винта или более, способны к самостабилизации за счет фиксированных роторов. В случае с представленной новинкой это достигают путем изменения угла наклона роторов и вектора тяги.

О характеристиках устройства пока ничего не известно. По мнению специалистов, учитывая небольшой размер аккумуляторной батареи, едва ли Copterpack сможет долго находиться в небе.

Как и в случае с другими похожими устройствами, остаются вопросы безопасности полетов. Со стороны конструкция выглядит надежной, однако пока рано судить, насколько «коптерпак» безопасен в действительности.

Подобные трудности не смущают других испытателей. Недавно британские морпехи отработали десантирование на корабль, используя реактивный ранец от компании Gravity Industries. Несмотря на риск, по мнению военных, новый метод можно рассматривать в качестве альтернативы обычным способам воздушного десантирования.

Испытания ранца от Gravity Industries / ©youtube

До этого похожую операцию отработали военные из Нидерландов, взяв в качестве цели крупное судно. Они тоже использовали ранец от Gravity Industries.

К сожалению, случаются и неудачи, в том числе с человеческими жертвами. В 2019 году американец Кельман Ричес погиб во время полета на реактивном ранце. Испытатель упал с высоты приблизительно семи метров и позже умер в больнице. Инцидент стал первым в современной истории случаем, когда неполадки реактивного ранца привели к смерти летчика.


20. Россия приступила к строительству первого в мире реактора нового поколения БРЕСТВт, 08 июн[−]
Начало строительства БРЕСТ-ОД-300 / ©РИА Новости

Россия приступила к строительству первого в мире реактора нового поколения БРЕСТ

В Северске начали строить энергоблок нового поколения БРЕСТ-ОД-300. Он станет частью опытно-демонстрационного комплекса.

О начале строительства нового атомного энергоблока сообщило РИА Новости. Работы стартовали на площадке госкорпорации «Росатом»: в торжественной обстановке приступили к заливке бетона в фундамент реакторного отделения.

Энергоблок станет частью того, что называется опытно-демонстрационным энергетическим комплексом, или ОДЭК. Его строят по проекту «Прорыв», реализуемого с 2010-х. Установленная электрическая мощность энергоблока — 300 МВт. Согласно плану, работа БРЕСТ начнется во второй половине десятилетия.

БРЕСТ — проект реакторов на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем, двухконтурной схемой отвода тепла к турбине и закритическими параметрами пара. По мнению специалистов, конструкция нового энергоблока делает невозможной аварию на АЭС, которая потребовала бы эвакуировать население.

©Росатом

Недавно стало известно, что специалисты проанализировали возможность переработки отработавшего ядерного топлива в солевых расплавах.

А в прошлом году китайцы подключили к сети первый атомный реактор третьего поколения, разработанный собственными силами.



 
Каталог RSS-каналов (RSS-лент) — RSSfeedReader
Всего заголовков: 20
По категориям:
Все заголовки
По датам:
Все заголовки
2021-07-27, Вт (1)
2021-07-20, Вт (1)
2021-07-16, Пт (2)
2021-07-14, Ср (1)
2021-07-09, Пт (1)
2021-07-07, Ср (1)
2021-07-06, Вт (1)
2021-07-03, Сб (1)
2021-07-02, Пт (1)
2021-06-23, Ср (1)
2021-06-22, Вт (1)
2021-06-18, Пт (1)
2021-06-17, Чт (1)
2021-06-11, Пт (2)
2021-06-09, Ср (2)
2021-06-08, Вт (2)
По авторам:
Все заголовки
Василий Парфенов (3)
Илья Ведмеденко (10)
Мария Кривоченко (2)
Ольга Иванова (3)
Редакция (1)
Сергей Васильев (1)