Naked Scienceбез даты Текст источника в новой вкладке
Научно-популярное издание Naked Science

 
 
1. Новый российский модуль «Наука» запустил основные двигателиСб, 24 июл[−]
«Наука» / ©Роскосмос

Новый российский модуль «Наука» запустил основные двигатели

Специалистам «Роскосмоса» удалось запустить основные двигатели нового модуля «Наука». Ранее сообщалось о технических неполадках, возникших после старта.

Об успешном тестовом включении двигателей коррекции и сближения сообщил основатель сайта RussianSpaceWeb Анатолий Зак. Официального подтверждения от космического ведомства пока нет.

Модуль «Наука» запустили при помощи тяжелой ракеты «Протон-М» 21 июля. Вскоре после старта СМИ сообщили о технических проблемах, возникших на борту. По крайней мере часть из них касались топливной системы, что, по мнению ряда специалистов, ставило всю миссию под угрозу. Позже стало известно, что удалось провести активацию вспомогательных двигателей.

Многофункциональный лабораторный модуль «Наука» — «долгострой» Создавать комплекс начали еще в 1995-м. Изначально его задумывали как дублер модуля МКС «Заря». Поначалу запуск хотели провести в 2007 году, однако позже сроки неоднократно переносили.

В 2013-м «Науку» модуль отправили в Центр имени Хруничева, так как при его обследовании выявили металлическую стружку в топливной системе. Для решения проблемы предлагали заменить баки на переделанные от разгонного блока «Фрегат», однако затем «Науку» решили отправить в космос со штатными баками.

«Наука» / ©Роскосмос

Главное назначение модуля — нарастить технические и эксплуатационные возможности российского сегмента МКС. Предполагается, что благодаря «Науке» можно будет реализовать обширную программу научных исследований — как в интересах фундаментальной науки, так и для разных направлений социальной сферы. Масса модуля — до 21 300 килограммов.

В числе прочего «Наука» имеет европейский манипулятор ERA, благодаря которому можно выполнять ряд работ без выхода в открытый космос. В целом интеграция модуля к МКС обеспечит надежную эксплуатацию российского сегмента станции на годы вперед.

При этом запуск «Науки» не решает основных концептуальных вызовов, главный из которых можно сформулировать так: что делать, когда Международной космической станции не будет? Ответом Запада стал проект лунной орбитальной станции Lunar Gateway, ставший частью амбициозной программы Artemis, направленной на высадку астронавтов на Луне.

Россия, в свою очередь, намерена строить национальную орбитальную станцию и даже, как стало известно в этом году, может покинуть международный проект досрочно. Предполагается, что ее станция будет существенно меньше МКС и окажется своего рода аналогом «Мира», эксплуатацию которого завершили в 2001-м.


2. «Роскосмос» провел тестовую активацию двигателей «Науки»Пт, 23 июл[−]
«Наука» / ©ТАСС

«Роскосмос» провел тестовую активацию двигателей «Науки»

В российском космическом ведомстве заявили о штатной тестовой активации двигателей нового модуля для МКС. Ранее источники заявили о технических проблемах, возникших после запуска.

К «Науке» сейчас приковано особое внимание: по некоторым данным, имеют место серьезные технические трудности. Тем не менее в «Роскосмосе» сделали обнадеживающее заявление об испытательной активации двигателей. «Тестовое включение двигательной установки модуля “Наука” и импульс формирования орбиты отработаны штатно», — сообщили в госкорпорации вчера.

О проблемах с модулем стало известно вскоре после старта. По данным источников в космической индустрии, датчик не продемонстрировал выдвижение штанги антенны системы «Курс», используемой для сближения и стыковки со станцией.

Также СМИ сообщили о возможных неполадках в топливной системе. Это якобы может привести к тому, что модулю не хватит топлива для сближения с Международной космической станцией.

К тому же «Роскосмос» решил перенести работы по расстыковке модуля «Пирс», на место которого должны пристыковать «Науку». Сроки сдвинули с 23-го на 24 июля. Тогда же старый модуль затопят в Тихом океане.

«Науку» запустили c помощью тяжелой ракеты «Протон-М» в среду, 21-го числа. Старт провели с пусковой установки № 39 площадки № 200 космодрома Байконур. Сближение с МКС должны осуществить за счет двигателей модуля. В качестве даты стыковки ранее называли 29 июля.

Запуск модуля «Наука» / ©Naked Science, Парфенов Василий

Запуск «Науки» — статусный для России проект. Речь идет об одном из крупнейших модулей МКС и демонстрации того, что страна может поддержать существование российского сегмента станции.

На практике после стыковки россияне должны получить дополнительные объемы для людей и грузов. Вместе с «Наукой» сегмент снабдят вторым туалетом, каютой для третьего члена экипажа и европейским манипулятором ERA.

Чтобы подключить модуль к станции, нужно провести около десяти выходов в открытый космос. Это израсходует ресурс скафандров «Орлан-МКС», который и так частично «съеден».

Об этой трудности, а также о проблемах с производством новых скафандров недавно рассказал руководитель НПП «Звезда» Сергей Поздняков. По его словам, задержки с заказами новых изделий привели к тому, что исчезли ряд поставщиков материалов, без которых оперативно произвести скафандры не получится.

Применение новых материалов возможно, но это потребует новых средств и дополнительных испытаний. Следствием всего этого может стать то, что российские космонавты вообще лишатся возможности выходить в открытый космос.


3. Сверхтонкие космические зонды разгонят массивами лазеровЧт, 22 июл[−]
Лазерный разгон космического зонда в представлении художника / ©breakthroughinitiatives.org

Сверхтонкие космические зонды разгонят массивами лазеров

Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США) предложили новый тип космических зондов — предельно легких, но при этом очень быстрых, разгоняемых до огромных скоростей излучением мощных лазеров космического базирования. В результате время достижения удаленных тел Солнечной системы можно сократить в пять-десять раз даже при скромных размерах и массе лазерных систем. Более крупные варианты этих систем в принципе пригодны для посылки зондов к ближайшим звездам

На сегодня человечество располагает двумя вариантами активного разгона космических аппаратов: химические ракетные двигатели и ионные двигатели. Первые требуют огромного объема топлива и поэтому пригодны только для миссий с умеренными скоростями. Вторые потенциально могут оказаться значительно быстрее, но разгоняют свои аппараты медленнее.

Однако еще в 1899 году Петр Лебедев продемонстрировал в эксперименте, что свет способен оказывать физическое давление на другие тела, без «отдачи» в отношении источника светового излучения. В 1908 году крупный ученый Сванте Аррениус предположил, что споры различных форм жизни под световым давлением могут переноситься от одной планетной системы к другой. В 1925-м Фридрих Цандер первым предложил использовать световое давление от Солнца для космических полетов. После появления в 1960-х лазера перспективы «фотонного паруса» стали более конкретными: лазер позволял сконцентрировать плотный пучок излучения на малом по площади «фотонном парусе» космического корабля. Ряд исследователей заявили о возможности полетов зондов, разгоняемых околоземными орбитальными лазерами, к ближайшим звездам.

Авторы новой работы, препринт которой выложен на arXiv.org, предложили посмотреть на возможности «лазерного паруса» под слегка иным углом. Они отмечают, что практически все предлагавшиеся ранее зонды такого рода имеют большую проектную массу и предназначены для межзвездных дистанций. Это требует создания на орбите Земли крупной группировки синхронно действующих лазером с мощностями от десятка мегаватт до 100 гигаватт (проект Starshot). По мощности и стоимости такие системы близки к комплексам противоастероидной (или противоракетной) обороны, что делает их довольно дорогими.

Исследователи предложили концепцию очень компактных «зондов на чипе» — пластин на основе нитрида кремния, содержащих микросхемы, пригодные к сбору оптических данных и трансляции их обратно на Землю. Источником энергии для «зонда на чипе» выступит тот же лазерный луч, что разгоняет его: часть кремниевой пластины будет фотоэлементом, преобразующим световую энергию в электрическую. Диаметр такой пластины-зонда будет в районе 10 сантиметров, а масса — не более 100 граммов. При этом зонд сможет делать наблюдения не только в оптическом, но и в инфракрасном диапазоне.

Благодаря высокой компактности его можно будет разгонять до десятков и сотен километров в секунду довольно слабыми лазерами — мощностью от 100 киловатт (для близких миссий) до 10 мегаватт (для миссий к Плутону и поясу Койпера). Как здраво отмечают авторы работы, лазеры подобной мощности уже можно выводить в космос и по умеренным ценам. Мощность солнечных батарей МКС сегодня превышает 100 киловатт — то есть и с энергетической точки зрения обеспечение такого «лазерного паруса» не слишком сложное.

Карликовые планеты, находящиеся за пределами орбиты Нептуна, весьма многочисленны. Часть из них может иметь подледные океаны / ©Wikiemdia Commons

При этом он окажется исключительно быстрым средством исследования. Полет к Марсу для него займет 20 дней, к Юпитеру — 120 дней, а к Плутону — менее трех лет. Для сравнения: зонд New Horizons летел к Плутону девять лет. Лазерный парус на сегодня — средство исключительно разгона, активно тормозить «зонды на чипе» не смогут. Но точно так же не мог активно тормозить New Horizons — изучение им удаленных объектов Солнечной системы шло «на лету».
Еще более перспективными зонды с лазерным парусом станут при изучении транcплутоновых объектов — Макемаке, Орка, Эриды и других карликовых планет, пока что практически недоступных для детальных исследований. Между тем они могут быть действительно интересны: та же Эрида массивнее Плутона. Значит, она, как и он, может иметь не до конца замерзший подводный океан — и, быть может, даже перспективы жизни.


4. У модуля «Наука», возможно, возникли серьезные технические трудностиЧт, 22 июл[−]
«Наука» / ©роскосмос

У модуля «Наука», возможно, возникли серьезные технические трудности

По информации СМИ, модуль «Наука» столкнулся с техническими проблемами. Они могут существенно осложнить стыковку с Международной космической станцией.

Главная надежда «Роскосмоса» — недавно запущенный модуль «Наука — вероятно, не сможет штатно пристыковаться к МКС. По информации источников в космическом ведомстве, датчик не показал выдвижения штанги антенны системы «Курс», которую используют для сближения и стыковки аппарата. Неизвестно, кроется ли проблема в штанге или самом датчике.

Также не ясно, может ли проблема всерьез помешать стыковке с МКС. Есть запасной вариант проведения операции вручную, однако многое зависит от состояния модуля. Дополнительные трудности накладывают большие размеры «Науки».

©Роскосмос

По информации, представленной на форуме NASASpaceFlight, имеют место трудности с ИКВ датчиками горизонта и системой управлением движением (двигателями причаливания и стабилизации).

Кроме того, стало известно о переносе работ с модулем «Пирс», на место которого хотят пристыковать «Науку». «Так, ребят, более глобальные изменения на сегодняшний день. Отменились все работы касательно СО (стыковочный отсек «Пирс». — Прим. ред.), они перенесены на завтра», — сказал специалист Центра космонавтам Олегу Новицкому и Петру Дуброву, которые находятся на борту станции.

С чем связан перенос подготовительных работ и отразится ли это на дате расстыковки «Пирса», не уточняется.

Модуль «Наука» запустили при помощи ракеты-носителя «Протон-М» 21 июля. Старт провели с пусковой установки № 39 площадки № 200 космодрома Байконур.

Запуск модуля «Наука» / ©Naked Science, Парфенов Василий

Сближение со станцией должно произойти с помощью двигателей модуля. Вывести «Науку» в зону стыковки намерены за восемь суток. Стыковка назначена на 29 июля: актуальны ли эти сроки сейчас — не сообщается.

Многофункциональный лабораторный модуль «Наука» во всех смыслах знаковый. Это один из главных российских «долгостроев»: создавать комплекс начали еще в 1995 году, а после определения первых сроков пуска (2007 год) их неоднократно переносили.

Будучи одним из самых больших модулей станции, «Наука» важна и с точки зрения престижа России на мировой арене.

Будущее страны в программе МКС пока не определено, однако если ничего принципиально не поменяется, Россия начнет выход из нее примерно в середине 2020-х. В качестве альтернативы международной станции рассматривают создание национальной ОС. О том, возможно ли это и насколько такая инициатива оправдана, можно прочитать в нашем материале.


5. Россия запустила к МКС модуль «Наука»Ср, 21 июл[−]
«Наука» / ©roscosmos

Россия запустила к МКС модуль «Наука»

«Роскосмос» запустил многоцелевой лабораторный модуль «Наука». Это один из крупнейших модулей в истории Международной космической станции.

Состоялся долгожданный запуск многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) «Наука». Трансляцию миссии вы можете посмотреть на нашем сайте.

Старт ракеты-носителя «Протон-М» провели с пусковой установки № 39 стартовой площадки № 200 космодрома Байконур. Продолжительность активного участка полета ракеты до момента отделения составит 9,67 минуты.

Запуск модуля «Наука» / ©Naked Science, Парфенов Василий

Дальнейшее сближение со станцией осуществят при помощи двигателей «Науки». Выведение модуля в зону стыковки с МКС займет восемь суток. Сама стыковка запланирована на 29 июля, в 16:26 (мск).

Запуск модуля «Наука» / ©Naked Science, Парфенов Василий

«Наука» причалит на место «Пирса», который решили отстыковать и свести с орбиты. Его затопят в Тихом океане.

Новый модуль предназначен для наращивания технических и эксплуатационных возможностей российского сегмента МКС. Он позволит реализовать программу научных исследований в интересах фундаментальной науки и социальной сферы. Масса комплекса — до 21 300 килограммов.

©Роскосмос

Создание «Науки» и ее подготовка к запуску имеют долгую историю. Строить модуль начали еще в 1995-м. Сначала запустить его к МКС хотели в 2007 году, однако затем решили перенести миссию. Как оказалось, это было лишь началом длинного списка переносов и определения новых дат.

В 2013 году модуль решили отправить в Центр имени Хруничева, поскольку специалисты нашли металлическую стружку в топливной системе. Один из вариантов предполагал замену баков «Науки» на переделанные от разгонного блока «Фрегат». Позже модуль решили запустить со штатными баками.

Окончательное решение по модулю приняли недавно. В июне «Роскосмос» сообщил, что собрал и испытал модуль, головной обтекатель и переходный отсек в составе космической головной части. Позже выявили технические проблемы, которые потребовали дополнительных работ. В итоге запуск наметили на 21 июля.

Сейчас будущее российского сегмента МКС под вопросом. Россия хочет начать выход из проекта с середины десятилетия, однако возможны и другие варианты. Теоретически российская сторона может отказаться от планов покинуть программу, если получится договориться с зарубежными партнерами о коммерческой эксплуатации сегмента.

Если этого не произойдет, Россия полна решимости построить национальную орбитальную станцию. Кроме того, в СМИ периодически фигурирует информация о базе на Луне, которую могут создать вместе с Китаем. О том, что получится из этой затеи, рассказывается в нашем материале.


6. Blue Origin провела первый пилотируемый запуск космического корабля New ShepardВт, 20 июл[−]
Участники первого пилотируемого полета / ©Blue Origin

Blue Origin провела первый пилотируемый запуск космического корабля New Shepard

Blue Origin впервые запустила свой новый космический корабль. На его борту находился в том числе основатель компании Джефф Безос.

Состоялось историческое для космического туризма событие — первый пилотируемый запуск новейшего корабля New Shepard, созданного Blue Origin. Капсула удачно приземлилась вскоре после старта. Во время запуска она достигла 100-километровой высоты.

New Shepard запустили со стартовой площадки Corn Ranch в штате Техас. В состав экипажа вошли основатель компании Blue Origin миллиардер Джефф Безос, его брат Марк, 82-летняя Уолли Фанк и 18-летний Оливер Дэмен.

Дэмен стал самым молодым астронавтом, побывавшим в космосе, а Уолли Фанк — самым пожилым. Женщина побила рекорд Джона Гленна, который тот установил в 77 лет, отправившись в космос на шаттле Discovery. Миссия также примечательна тем, что стала первым пилотируемым космическим полетом с территории Техаса.

Первый пилотируемый запуск космического корабля New Shepard / ©Blue Origin

В преддверии старта команда прошла многочасовую подготовку. Она включала в себя брифинги по безопасности, моделирование полета, обзор ракеты и принципа работы ее систем, а также инструктаж о перемещении в капсуле в условиях невесомости.

Посадка ракеты / ©Blue Origin

Предыдущий старт New Shepard совершил в апреле. Как практически все испытания корабля, тесты были успешны.

Ракета и капсула / ©Blue Origin

В Blue Origin планировали начать продажу билетов в 2019 году и запустить первых клиентов в 2020-м. Однако этому помешала в том числе пандемия коронавируса.

New Shepard / ©Blue Origin

New Shepard представляет собой пилотируемую капсулу, стартующую вертикально, используя одноступенчатую многоразовую ракету. Капсула садится с помощью парашютов, а носитель совершает посадку, задействуя единственный двигатель.

Недавно состоялось другое важное для развития космического туризма событие: запуск корабля SpaceShipTwo, на борту которого среди прочих был Ричард Брэнсон. Запись трансляции можно посмотреть на нашем сайте.

И хотя назначение кораблей схожее, концептуально New Shepard и SpaceShipTwo серьезно различаются. Последний представляет собой суборбитальный корабль, который запускают методом воздушного старта с самолета-носителя. На борту могут находиться два пилота и шесть пассажиров.

Планы по развитию частного космического туризма до недавнего времени вынашивали и в России. Создать корабль и специальный космодром хотела компания «КосмоКурс». Весной стало известно о ее закрытии. В числе причин — финансовые трудности.


7. Российские космонавты на борту МКС могут лишиться скафандров и возможности выхода в открытый космосПн, 19 июл[−]
«Орлан-МКС» / ©wikipedia

Российские космонавты на борту МКС могут лишиться скафандров и возможности выхода в открытый космос

Ситуация с поставками оборудования для российской части МКС складывается не лучшим образом. Не исключено, что со временем космонавты вовсе лишатся возможности выходить в открытый космос.

В последние годы российская составная программы Международной космической станции сталкивается с большими техническими проблемами. По словам гендиректора научно-производственного предприятия «Звезда» Сергея Позднякова, в обозримом будущем космонавты могут остаться без скафандров «Орлан-МКС».

Причина кроется в истечении гарантийного срока имеющихся изделий. При этом соглашение на производство новой партии скафандров еще не заключили.

Из-за задержек в заказе новых изделий исчезли ряд поставщиков материалов и сами материалы, нужные для производства. Чтобы получить новые, необходимы испытания и большие средства. Кроме того, неизвестны сроки изготовления скафандров.

Начиная с 2017-го космонавты применяют «Орлан-МКС», а как резерв сохраняют предыдущее поколение — «Орлан-МК». Более новые изделия обеспечивают 20 выходов в космос, в то время как скафандры предыдущего типа — 15. Улучшить показатели помогла полиуретановая оболочка, которая пришла на смену резиновой.

Между тем даже этого может оказаться недостаточно. Чтобы подключить новый модуль «Наука», космонавты должны совершить около десятка выходов в открытый космос, что в значительной мере «съест» и без того частично израсходованный гарантированный ресурс.

Если ничего в планах не изменится, запустить «Науку» должны 21 июля. Для этого задействуют ракету тяжелого класса «Протон-М». Стыковка намечена на 29-е число. На днях модуль и его носитель «Протон-М» вывезли на стартовый стол: ознакомиться с процессом подготовки к пуску можно в нашем недавнем материале.

«Протон-М» / ©Naked Science, Василий Парфенов

Подготовка к старту нового модуля к МКС проходит на фоне обсуждения проекта новой национальной станции. Она должна стать условным аналогом советского «Мира» (проще говоря, будет существенно меньше МКС).

Дело в том, что ранее Россия заявила о намерениях выйти из международной программы начиная с середины десятилетия. Одно время страну рассматривали как одну из сторон проекта новой международной станции — Lunar Gateway. Сейчас, насколько можно судить, российское участие осталось в прошлом.

Известно также, что Москва вместе с Пекином хочет построить базу на Луне, причем первый этап программы могут начать уже в скором времени. Ввести объект в эксплуатацию могут в 2030-х.


8. Модуль «Наука» и его носитель «Протон-М» вывезли на стартовый стол. ФоторепортажВс, 18 июл[−]
©Naked Science, Василий Парфенов

Модуль «Наука» и его носитель «Протон-М» вывезли на стартовый стол. Фоторепортаж

В субботу, 17 июля, многофункциональный лабораторный модуль «Наука» прошел последний участок своего пути по земле. Его вывезли из монтажно-испытательного комплекса и доставили на стартовую площадку, где ракету «Протон-М» наконец привели в вертикальное положение. Начался заключительный этап предпусковой подготовки главной российской космической миссии если не последнего десятилетия, то уж 2021 года точно. Поскольку Naked Science удалось отправить на Байконур своего сотрудника, показываем вам этот увлекательный процесс буквально из первых рук.

До запланированного на 21 июля в 17:58 по московскому времени старта носителя тяжелого класса «Протон-М» с МЛМ-У «Наука» под обтекателем остаются считанные дни. Выявленные в начале месяца замечания устранены, модуль множество раз проверен, заправлен и теперь точно готов к запуску. Вывоз ракеты с интегрированной в нее полезной нагрузкой начался глубокой ночью — 17 июля около 4:00. К монтажно-испытательному корпусу (МИК) ГКНПЦ имени Хруничева на территории космодрома Байконур подъехал специальный железнодорожный состав и спустя несколько минут к нему подцепили размещенный на транспортно-установочном агрегате «Протон-М».

Как только персонал площадки убедился в надежности всех соединений и безопасности выполнения дальнейших операций, поезд тронулся. Такие многократные проверки будут происходить на каждом этапе — в подобных вопросах лучше «перебдеть, чем недобдеть». После вывоза ракеты из ворот, она остановилась, тепловоз с тремя платформами отцепился и уехал восвояси — задача транспортировки возложена на другой локомотив. Кстати говоря, узнать, почему процедура организована именно так и зачем на первом этапе нужен тепловоз с тремя платформами, а далее все делает обычный маневровый локомотив не удалось. Эта загадка пока что останется неразгаданной.

По прошествии еще нескольких минут, прибыл второй тепловоз и путешествие «Протона-М» с «Наукой» продолжилось. Транспортировка носителя по железной дороге осуществляется с чрезвычайно небольшой скоростью — состав можно обогнать не самым быстрым шагом. Это необходимо, чтобы не допустить перегрузок и вибраций в направлении поперек оси ракеты, конструкция которой рассчитана на полет вверх, а не езду на боку. Примерно за полчаса диковинный поезд перешел на другую ветку и поехал уже в обратном направлении — двигателями ракеты вперед, как она будет становится на стартовый стол. Подробный фотоотчет об этой части путешествия «Науки» можно увидеть в галерее ниже:

Несмотря на то, что между МИК и стартовым столом всего несколько километров, почти готовая к полету ракета ехала до него несколько часов. Под палящим солнцем казахстанской степи «Протон-М» и «Наука» прибыли на пусковую установку №39 площадки №200. После остановки носителя в паре метров от финальной точки своего маршрута, к нему устремились технические специалисты. Они должны отсоединить от обтекателя шланги системы кондиционирования полезной нагрузки, а также выполнить несколько критических проверок. Все эти процедуры занимают около часа.

Затем состав распадается — тепловоз и вагон с оборудованием для кондиционирования отъезжают, а в двух шагах от стартового стола остается только ракета на транспортно-установочном агрегате. Чтобы начать процесс приведения носителя в вертикальное положение (вертикализацию), осталось выполнить еще несколько важных действий. Сначала гигантский вагон-ферму, на котором расположился «Протон-М», подтягивают еще ближе к месту установки — это последние метры, которые ракета космического назначения проходит по земле. Когда это происходит, подъемный механизм стартового стола попадает в зацепление с фермой под ракетой.

Наступает момент последней проверки: пальцы-захваты, удерживающие носитель сначала разжимают, а затем возвращают в исходное положение. После этого начинается подъем. Он длится довольно долго и также разделен на этапы. Поначалу ракета двигается вверх совсем медленно, если не присматриваться — кажется, будто она вовсе не поднимается. Но несколько позднее скорость заметно возрастает, пока «Протон-М» не становится почти вертикально. Тогда подъемный механизм снова замедляется на последние градусы поворота носителя в пусковое положение.

На этом зрелищный процесс завершается. Специалистам предстоит еще множество проверок, а когда они завершатся к «Протону-М» с «Наукой» устремится колоссальных размеров передвижная башня обслуживания. С ее помощью продолжится предпусковая подготовка: тесты и мероприятия, связанные с системами телеметрического контроля, управления ракетой-носителем, средствами наземных измерений, а также снятие защитно-предохранительных элементов. Если все пойдет по плану, последний крупный модуль российского сегмента Международной космической станции устремится ввысь через четыре дня.


9. Китай испытал новый многоразовый космический корабльСб, 17 июл[−]
Многоразовый космический корабль в представлении художника / ©thedrive

Китай испытал новый многоразовый космический корабль

Китайцы провели суборбитальные тесты перспективного корабля многоразового применения. Эксперты полагают, что его можно будет применять как в мирных, так и в военных целях.

Государственная корпорация China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC) опубликовала заявление, в котором говорится об успешных суборбитальных испытаниях многоразового космического корабля, способного приземляться подобно самолету.

Корабль запустили с космодрома Цзюцюань в провинции Ганьсу на северо-западе Китая. После этого он совершил успешную посадку на аэродроме в автономном районе Внутренняя Монголия на севере страны. КНР не предоставила никаких подробностей о конструкции или технических характеристиках космоплана.

Неизвестно, как долго длился полет, на какой высоте он проходил и находились ли в то время на борту какие-либо полезные грузы. CASC лишь отметила, что развитие многоразовых космических технологий — «важный символ превращения Китая из космической державы в великую космическую державу».

Обозреватели полагают, что испытания китайского космолета, похоже, связаны с некой коммерческой программой. Между тем не отрицают и возможности его военного применения.

Прошлый год стал для космической индустрии КНР знаковым во всех смыслах. В числе прочего Поднебесная впервые испытала пилотируемый корабль нового типа. Как и в последнем случае, информации о нем крайне мало. «По данным Управления программы космических пилотируемых полетов КНР, 5 мая 2020 года, в 18:00 (13:00 мск), с космодрома Вэньчан в Китае был осуществлен запуск ракеты-носителя Long March-5B с пилотируемым космическим кораблем нового типа», — говорилось тогда в сообщении китайского международного канала CGTN.

Известно, что главная задача аппарата — доставка китайских космонавтов на борт перспективной орбитальной станции.

Китайский космический корабль нового поколения / ©weibo

Первые летные тесты корабля стали по совместительству первым успешным стартом ракеты-носителя «Чанчжэн-5В» — новой версии знаменитой «Чанчжэн-5».

Уместно напомнить, что строить первую в своей истории многомодульную космическую станцию китайцы стали совсем недавно. Базовый модуль «Тяньхэ» успешно запустили 29 апреля.

После этого по программе совершили еще два пуска. В мае ракетой «Чанчжэн-7» на станцию привезли грузы, а затем запущенный с помощью носителя «Чанчжэн-2F» космический корабль «Шэньчжоу-12» доставил первую экспедицию.

Концептуально станция похожа на советский «Мир», однако даже в полностью собранном виде китайский аналог существенно уступает ему по размерам.


10. В России появилась новая компания по производству спутниковЧт, 15 июл[−]
©donland

В России появилась новая компания по производству спутников

Частная корпорация Success Rockets сообщила о регистрации компании SR Satellites, которая займется производством космических аппаратов. Работы будут проводить совместно с центром «Арктурус».

О регистрации новой российской компании по производству спутников сообщил ТАСС. Компания SR Satellites располагается на территории технологического коворкинга «Рубин» в Ростове-на-Дону.

Ее приоритетное направление — производство малых массовых космических аппаратов. К работам хотят подключить государственные и научные организации.

В 2020-м Success Rockets сообщила, что хочет вывести на рынок свои ракеты сверхлегкого класса. Максимальная цена старта носителя составит 2,8 миллиона долларов.

Кроме того, компания будет производить платформы для спутников разного назначения. Так, SKIBR-CUB предназначается для разработки космических аппаратов типа CubeSat, которые можно применять, в частности, в научных и образовательных целях.

В недавнем прошлом в России действовала частная компания «КосмоКурс», которая планировала реализовать себя на ниве космического туризма. В этом году стало известно о ее закрытии и сворачивании всех проектов, над которыми работали.


11. Starship станет мощнее, и американские ВВС уже проявили к нему интерес. Как именно военные используют самую мощную ракету в истории?Чт, 15 июл[−]
Новый носитель радикально изменит не только полеты в космос, но и хрупкий стратегический баланс между крупными военными державами нашей планеты / ©Exploration Architecture Corporation

Starship станет мощнее, и американские ВВС уже проявили к нему интерес. Как именно военные используют самую мощную ракету в истории?

До сих пор полезную нагрузку корабля, объединенного в одно целое с ракетой, ожидали в районе 100 тонн. Новые метановые двигатели Raptor-2 станут заметно мощнее, а финальная нагрузка детища Илона Маска вырастет до 150 тонн. Американские ВВС этим летом обозначили свой интерес к новой платформе — пока для перевозки людей и грузов в любую точку планеты менее чем за час. Однако относительно безобидный грузовик — не главная и даже не основная функция Starship в военном деле. Вероятно, он пошатнет стратегический баланс между США и остальным миром, включая Россию. Попробуем разобраться в деталях.

Любые новые технические средства с необычными возможностями быстро привлекают внимание военных. В 1930-х Вернер фон Браун думал над ракетами для Марса, а дело закончилось строительством «Фау-2» и обстрелами Лондона. Сегодня мы наблюдаем еще одну историю такого рода: создаваемый для колонизации Марса колоссальный Starship занимает мысли американских военных. Что из этого выйдет на практике?

Апгрейд Starship: новые двигатели, совсем другие возможности

Недавно Илон Маск сообщил, что для «ракеты из нержавеющей стали» сделают новые двигатели — Raptor-2. Судя по названию, это модернизация обычных метаново-кислородных Raptor. Но тяга у них будет уже не 200, а 230 тонн — и это важный фактор. Чем выше соотношение тяги и массы у многоразовой ракеты, тем эффективнее она тратит топливо — и тем меньше «паразитного веса» в виде двигателей и обеспечивающих их конструкций ей придется нести.

Двигатели Raptor, фото из твиттера Илона Маска / ©SpaceX

В итоге модификации нацелены на то, чтобы поднять полезную нагрузку со 100 тонн, о которых шла речь до недавнего времени, до 150 тонн — в полтора раза. Это заметно улучшает всю экономику проекта, поскольку позволит носителю за примерно те же деньги выводить в космос куда больше груза.

И вот именно с этим грузом военные Земли могут серьезно изменить весь стратегический баланс на нашей планете. Причем так, что это вызовет гонку вооружений, способную заставить поблекнуть даже эру холодной войны.

Грузовоз для ВВС: назад в будущее из 1960-х?

Около полувека назад американские Военно-воздушные силы вдруг осознали, что переброска десанта на ракете радикально быстрее и зачастую удобнее, чем на военно-транспортных самолетах. Последнее звучит странно, но это факт. Дело в том, что дальность военно-транспортных «Геркулесов» с большой нагрузкой на борту не так уж велика. Значит, чтобы доставить ими что-то в отдаленную часть мира, нужны промежуточные посадки. Если включить их всех в график, окажется, что доставка людей или груза за десять тысяч километров может занять не одни сутки, а ведь военные ценят максимально быструю реакцию.

Очень вероятно, что на концепцию «мгновенной» переброски сил на ракете повлияла научная фантастика того времени, а именно — «Звездный десант» Хайнлайна. Интересно, что исходное название книги — «Starship Troopers». Сейчас его вполне можно перевести как «Десантники «Старшипов» — по крайней мере, именно Starship Илона Маска делает саму возможность быстрой переброски военных в любую точку планеты действительно реальной.

Мы не знаем, почему дизайнер ВВС США изобразил рядом со стилизованным Starship грузовики, похожие на МАЗ / ©US Air Forces

Разумеется, тут следует учитывать целый ряд ограничений. Во-первых, Starship состоит из двух ступеней: десант сможет перебрасывать только вторая, интегрированная с кораблем. Там планируются гермообъем более 1100 кубических метров и возможность перевозить до нескольких сот человек в одном рейсе. Однако вторая ступень сама по себе из неподготовленной точки с поверхности Земли взлететь не сможет: для этого не хватит топлива.

Да, теоретически вторая ступень без полезной нагрузки, но с полной заправкой метаном и кислородом действительно может стартовать, а затем приземлиться в нужную точку. Следовательно, доставив груз или людей на удаленную американскую военную базу, заправленная верхняя часть Starship способна вернуться в США, где ее объединят с первой ступенью того же носителя. И, соответственно, будут снова использовать для перевозки грузов.

Но если на военной базе, куда случится доставка, не будет кислорода и метана, никакая вторая часть Starship оттуда вернуться уже не сможет. Создать мощности по хранению жидкого кислорода и метана не так сложно: сжиженный метан в США и так используют на повседневной основе, а жидкий кислород хранить и перевозить непринципиально сложнее. Но вот организация стартовых столов, заправочной системы для ракеты на взлетном поле и прочих «мелких деталей» будет далеко не такой простой. Впихнуть ее в каждый Баграм на земном шаре — задача недешевая даже для американских ВВС, с их бюджетом в 200 миллиардов долларов год (три общих военных бюджета России).

Заправка 120-метрового Starship в отдаленных частях мира будет непременным условием его использования как военного транспортника. Однако в ней нет ничего невозможного. Платформы типа Deomos (на рисунке) по сложности даже уступают обычным морским буровым / ©SpaceX

Во-вторых (и в главных), следует понимать, что такие перевозки можно осуществлять только вне контекста активных боевых действий с развитыми государствами. То есть, если вам надо доставить грузы в условный Афганистан, — это еще возможно, поскольку у него нет (или почти нет) работающих ПЗРК, а из ДШК образца 1946 года сбить Starship не так просто.

Но если мы говорим о ситуациях, когда возможен конфликт с Китаем или с Россией, то запуск транспорта типа Starship с российских спутников предупреждения о ракетном нападении будет выглядеть довольно сходно с, например, запуском баллистической ракеты с ядерной боеголовкой из Мексиканского залива (космодром SpaceX находится рядом с заливом). Как понять, что это — невинная переброска сил или старт ядерной войны?

Разумеется, при более частых гражданских рейсах Starship напряжение по поводу таких пусков снизится, но вряд ли они начнут ежедневные полеты в ближайший десяток лет.

Космический бомбардировщик?

Ключевой параметр Starship — цена доставки им грузов на орбиту. Цель SpaceX — пять миллионов долларов за запуск, в теории это вполне достижимо. Во-первых, вес пустого Starship — примерно как у Boeing 777, только крупнейший космический носитель в истории делают из свариваемой нержавейки, а не клепают из алюминиевых сплавов. Значит, стоимость Starship будет близка к цене авилайнера, в районе пары сотен миллионов долларов. Ожидаемая многоразовость системы — не менее ста запусков. Легко видеть, что затраты на матчасть тут планируют ниже двух миллионов долларов на вылет.

Во-вторых, хотя Starship при каждом пуске будет использовать тысячи тонн топлива, но стоимость его не так уж велика. Сжиженный метан и кислород не столь дороги, всего сотни тысяч долларов на пуск.

Пять миллионов долларов для космического транспорта на 150 тонн — менее 35 долларов за килограмм полезной нагрузки. Даже если реальная цифра на первом этапе будет 50 долларов за килограмм груза — это немного.

Стоит сравнить это с бомбардировщиком B-2, аналог которого все еще пытаются разрабатывать в России. Тот стоит 3,3 миллиарда долларов за штуку — как дюжина Starship. Час полета B-2 — дороже 0,15 миллиона долларов (0,13 миллиона в ценах 2010 год — или более 0,15 миллион в современных). Летает он с дозвуковой скоростью, и в норме для сброса боезапаса (до 27 тонн) ему нужно потратить десяток летных часов. Получается, на сброс тонны боеприпасов В-2 потратит более 55 долларов за килограмм.

А Starship, как мы показали выше, целит в 35 долларов за килограмм, даже на первом этапе — не выше 50 долларов за килограмм. Парадоксально, но факт: Маск создает ракету, доставляющую в космос грузы дешевле, чем ударный самолет В-2 доставляет бомбы в земной атмосфере, не выходя ни в какой космос.

При этом В-2, называя вещи своими именами, вполне можно сбить, имея С-300 или более совершенные системы ПВО. Излишне говорить, что Starship летает настолько выше В-2, что сбить его не получится.

Таким образом, в качестве бомбардировщика носитель Илона Маска и дешевле, и менее уязвим, чем уже существующие стратегические бомбардировщики американского производства. Это его огромный плюс, с одной стороны. А с другой, конечно, минус: особенности процесса освоения бюджетных денег в американском ВПК таковы, что далеко не все там будут рады появлению такого перспективного конкурента.

Но есть у Starship и козырь, способный заставить замолчать даже конкурентов, спонсирующих прикормленных генералов из американских ВВС: скорость. Никакой В-2 не сможет внезапно ударить по неприятной Вашингтону стране в течение часа после взлета. Гиперзвукового оружия у США пока нет, а если и появится, то цена доставки им тонны боеприпаса будет явно выше, чем у Starship (озвученные проекты гиперзвукового оружия в США в экономическом смысле куда накладнее, чем даже В-2).

Бомбардировщик В-2 доставляет боеприпасы к своей цели заметно дороже, чем новый космический носитель планирует доставлять грузы в космос / ©Wikimedia Commons

Возможность нанесения быстрого глобального удара — то, ради чего американские военные смогут смириться даже с дешевизной Starship. А значит, достаточно вероятно, что мы увидим создание космического бомбардировщика на базе носителя SpaceX.

Разумеется, и тут все не так просто. Обычными бомбами и ракетами из космоса бомбить сложно: сгорят в атмосфере. Сбрасывать их из стратосферы Starship в теории может, но на практике это непросто, да и риски от систем ПВО резко вырастут.

Поэтому на замену бомбам придется сделать что-то иное. Например, уже заявленные американскими ВВС вольфрамовые ломы для бомбежек с орбиты. Последний раз, когда об этом писали в открытой печати, речь шла о стержнях (с рулями у хвоста) длиной 6,1 метра, диаметром в 0,3 метра и массой около девяти тонн (вольфрам весьма плотен). Отклонение такого стержня при ударе из космоса оценивали не более 30 метров. Легко посчитать, что при скорости в 3,4 километра в секунду кинетическая энергия его будет больше, чем у десятка тонн тротила. При попадании в цель она высвободится как при взрыве челябинского метеорита, дав взрыв, достаточный для вывода из строя даже самого крупного военного корабля.

Ничто не мешает бомбить со Starship и чем-то посложнее ломов. Скажем, у США есть термоядерные боеголовки W88 оценочной массой в сотни килограммов каждая. Известно, что у этих боеголовок завидная точность. Каждая из них — конус длиной в 175 сантиметров и диаметром до 55 сантиметров в широкой части. Почему бы американцам не изменить их форму на цилиндрическую, а оснащение — на вольфрам либо обедненный уран или на классическую боеголовку со взрывчаткой внутри? В таком случае Штаты получат что-то типа российского «Циркона», только такого, которым можно ударить по нужной цели в любой точке планеты — и быстрее, чем через час после начала боевого вылета. С учетом грузоподъемности Starship его можно нагрузить хоть сотней боеголовок для глобального мгновенного удара. Получается, ни один стратегический бомбардировщик в истории человечества еще никогда не имел таких возможностей, как Starship.

Надо сказать, эти простейшие прикидки — только начало. Возможно, со временем для космического бомбардировщика появятся и более точные, и менее экстравагантные боеприпасы. Главное — не в них, а в самом появлении платформы, способной сбрасывать боеприпасы над любой точкой мира по ценам ниже, чем у стратегического бомбардировщика В-2.

Настоящие звездные войны?

В 1980-х в Штатах было много разговоров о программе по развертыванию в космосе боевых лазеров, призванных сбивать советские ядерные боеголовки на космическом участке траектории. Лазер выглядел лучше противоракет: его луч намного быстрее любой ракеты. Все уперлось в стоимость и масштабы задачи: чтобы сбивать ядерную боевую часть, нужны были колоссальные мощности. Обеспечить наличие таких сверхмощных систем на орбите сложно и, главное, дорого. Ведь в 80-х Штаты добирались в космос на запредельно дорогих шаттлах, чьи вылеты были куда дороже, чем у ракет, задействованных в полетах на Луну.

©Wikimedia Commons

Starship полностью меняет эту ситуацию. Во-первых, он может вывести в космос готовую, собранную на Земле конструкцию циклопических размеров — большие внутренние объемы ему это вполне позволяют. Во-вторых, как мы уже отметили, целевая цена вывода — считаные десятки долларов за килограмм. По таким ценам даже одного процента военного бюджета США хватит, чтобы вывести в космос 200 тысяч тонн грузов в год.

Что можно собрать на орбите из лазерных систем общей массой в 200 тысяч тонн? Например, что-то типа DESTAR — платформы из мощных лазеров, объединяемых в одну группу, излучающую по принципу активной фазированной решетки. Такая группа может серьезно менять направление своего «коллективного» излучения, сама при этом оставаясь неподвижной.

С Земли взлетела российская или китайская ядерная боеголовка? DESTAR способен сопровождать ее мощным лазерным излучением. И довольно сомнительно, что после этого она войдет в атмосферу вполне работоспособной. В конце концов, проект DESTAR изначально рассчитывали на уничтожение и отклонение астероидов. Система эта модульная, при желании ее мощность можно довести до гигаватт. Уж с МБР такая конструкция вполне справится.

Пожалуй, с военной точки зрения это самое перспективное из приложений Starship — куда как интереснее бомбардировки вольфрамовыми ломами, предлагавшейся американскими ВВС.

DESTAR должен получать энергию от солнечных батарей, размещенных в космосе, а затем лазером отклонять или даже уничтожать целый астероид / ©Wikimdeia Commons

Особенную привлекательность DESTAR, собираемой рейсами Starship, придает тот факт, что эта система легко и просто обойдет ограничения любых международных договоров типа СНВ. Ни одно из этих соглашений не запрещает создание противоастероидных систем, обороняющих Землю от объектов типа того, что убил динозавров 66 миллионов лет назад. Да и не будет таких договоров: спасение планеты от астероидов — важная гуманитарная цель. Было бы глупо добиваться запрещать ее только потому, что такую «противоастероидную защиту» в нужный момент ничего не стоит применить как противоракетную. Любые протесты России или Китая на этом направлении будут легко отражены западной прессой в стиле «выжившие из ума тоталитарные государства пытаются отнять у человечества светлое безастероидное будущее».

Это беспроигрышный вариант, поэтому перед нами не стоит вопрос, пойдут ли на него американские военные или нет. Вопрос иной: когда именно они его реализуют?

Тем более с точки зрения научного и технического прогресса подобные действия можно только приветствовать. Очевидно, что даже начало развертывания таких систем невозможно без дешевых многоразовых носителей типа Starship. Ни Россия, ни КНР ничего подобного не разрабатывают. Значит, после старта американской программы строительства «Звезды смерти» (с помощью Starship) и Пекин, и Москва неизбежно будут вынуждены форсировать национальные программы по созданию аналогов американского частного носителя. А это, как и любая конкуренция в сфере высоких технологий, — очень хорошо.


12. Blue Origin получила лицензию на пилотируемые полеты New ShepardВт, 13 июл[−]
New Shepard / ©Blue Origin

Blue Origin получила лицензию на пилотируемые полеты New Shepard

Федеральное управление гражданской авиации США выдало Blue Origin лицензию на запуски космического корабля New Shepard с людьми на борту. Если ничего не изменится, первый такой полет состоится 20 июля.

Об одобрении Федеральным авиационным управлением (FAA) лицензии для Blue Origin сообщило Reuters. Чтобы ее получить, Blue Origin должна была подтвердить, что аппаратное и программное обеспечения корабля гарантирует безопасный полет. Испытания продемонстрировали, что New Shepard соответствует нормативным требованиям. Лицензия будет действовать до августа.

На сегодня корабль New Shepard совершил серию беспилотных испытаний: практически все они завершились успешно. Последний тест провели 14 апреля.

Полет New Shepard состоится спустя чуть более недели после того, как компания Virgin Galactic успешно запустила экипаж, включая ее основателя, британского миллиардера Ричарда Брэнсона, на своем новом суборбитальном корабле SpaceShipTwo.

Virgin Galactic и Blue Origin работают над тем, чтобы открыть новую эру коммерческих путешествий в так называемой космической гонке миллиардеров. Их концепции имеют существенные отличия. SpaceShipTwo запускают методом воздушного старта, используя самолет-носитель. В свою очередь, New Shepard — пилотируемая капсула, которая стартует вертикально с помощью одноступенчатой многоразовой ракеты. Носитель совершает самостоятельный спуск и вертикальную посадку с помощью двигателя, а капсула приземляется на парашютах.

Капсула New Shepard / ©wikipedia

Предстоящая миссия будет примечательной еще и потому, что она предполагает новый мировой рекорд. Одним из четырех человек, которые полетят на корабле, станет 82-летняя Уэлли Фанк. В случае успеха она превзойдет рекорд астронавта Джона Гленна, который тот установил в возрасте 77 лет, когда в 1998 году отравился в космос на шаттле Discovery.

Уэлли Фанк / ©reuters

Трансляцию первого пилотируемого запуска New Shepard вы сможете посмотреть на нашем сайте. Предварительное время старта — 16:00 (мск).

Ранее в России хотели создать условный аналог системы New Shepard. Разработкой комплекса занималась частная компания «КосмоКурс», которая кроме прочего планировала построить космодром под Нижним Новгородом.

Весной стало известно о закрытии компании и сворачивании всех проектов из-за инвестиционных рисков. Ранее также сообщали о трудностях с получением нормативных документов от Минобороны.


13. В России разработали проект ионного двигателя для освоения дальнего космосаПн, 12 июл[−]
Испытания ионного двигателя на ксеноне / ©wikipedia

В России разработали проект ионного двигателя для освоения дальнего космоса

Специалисты из Военно-космической академии имени Можайского и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого разработали проект ионного электрического двигателя, который можно будет применять для долговременных космических путешествий.

О разработке проекта нового ионного двигателя сообщил ТАСС. В основу концепции заложили перспективную технологию ионизации газа в вакууме с применением пористых мембран.

Потенциальные возможности решения проверили при помощи теоретического расчета элементов конструкции двигателя и математического моделирования процесса ионизации. Ученые также построили лабораторный образец двигателя нового типа: его работоспособность подтвердили во время эксперимента.

Другое важное направление, над которым сейчас работают российские специалисты, — разработка метанового ракетного двигателя. Речь идет о совершенно новой разработке, которая позволит сделать российские ракеты более конкурентоспособными на мировом рынке.

Начать испытывать изделие могут примерно через несколько лет. В случае успеха двигатель может найти применение на перспективной отечественной многоразовой ракете.


14. «Роскосмос» предложил «АЭС на Марсе» и сразу отказался от этой идеи. В США космический реактор уже испыталиПн, 12 июл[−]
Макет ядерного космического буксира «Зевс». В центре кадра — блок аппаратуры с узлом стыковки полезной нагрузки, реактор находится на другом конце ферм, которые видны в верхней части снимка / ©РИА Новости

«Роскосмос» предложил «АЭС на Марсе» и сразу отказался от этой идеи. В США космический реактор уже испытали

На днях одно из ключевых подразделений «Роскосмоса» — конструкторское бюро «Арсенал» — предложило доставить на Марс атомную электростанцию. Глава государственной корпорации Дмитрий Рогозин почти сразу назвал идею «детским садом». Такая реакция выглядит максимально странной на фоне отечественного энтузиазма, связанного с «атомизацией» космоса. К тому же американские коллеги по отрасли давно разрабатывают свой вариант реактора для внеземных исследований и уже успешно испытали прототип.

О любопытной идее российских инженеров и ученых из КБ «Арсенал» сообщило в субботу РИА Новости со ссылкой на внутренние документы предприятия, имеющиеся в распоряжении агентства. Согласно предложенной концепции, АЭС можно использовать для питания перспективной отечественной базы на Марсе. Мощность установки не уточняется, но для ее доставки к Красной планете планируют использовать ядерный буксир «Зевс». То есть порядка 10-20 тонн, что сравнимо с реактором самого космического аппарата (около мегаватта электрической мощности).

На подлете к Марсу пока неназванная АЭС должна будет отделиться, войти в атмосферу и спуститься на поверхность при помощи парашютов. Ядерный буксир затем совершит маневр в гравитационном поле Красной планеты и ляжет на обратный курс. Но вместо возвращения домой его можно задействовать как мощный ретранслятор сигналов, расположенный в одной из точек Лагранжа системы Земля — Марс. В этой области пространства силы тяготения двух планет уравниваются, и некий объект может находиться в сравнительно стабильном положении без значительных затрат топлива.

Связь между буксиром и марсианской АЭС не только в области логистики — для разработки последней специалисты КБ «Арсенал» предлагают использовать наработанные при создании «Зевса» технологии. Задействование электростанции должно происходить только на поверхности Красной планеты. Там установка будет питать базу, обеспечивать ее энергией для бытовых целей, ведения научной деятельности и выработки ресурсов.

Идея, на первый взгляд, довольно разумная. Однако руководитель всего «Роскосмоса», как пишет РБК, посчитал результат умственной деятельности подчиненных «детским садом». По его словам, у госкорпорации отсутствуют подобные планы и ничего подобного она не предлагала. Такой комментарий Дмитрий Рогозин опубликовал у себя в твиттере, но потом почему-то удалил эту запись. Вне зависимости от желаний чиновника, как говорится, «интернет все помнит».

Что интересно, в США разработки атомных реакторов для применения в космосе и на других небесных телах идут в довольно бодром темпе. Проект Kilopower стартовал в 2015 году, и уже к 2018-му специалисты NASA продемонстрировали рабочий прототип. Он радикально отличается от любых схем — как использованных ранее, так и реализуемых сейчас. Тепловыделяющий элемент в нем нагревает тепловые трубки с расплавом натрия, которые, в свою очередь, переносят энергию к двигателям Стирлинга со свободным поршнем. А они уже вырабатывают электричество в линейном генераторе.

Во время серии натурных экспериментов установка показала коэффициент полезного действия около 30% — на порядок больше, чем у ранее созданных реакторов для работы в космосе. Фактически такая эффективность сравнима с показателями «полноценных» АЭС, где распадающееся радиоактивное топливо превращает воду в пар, а тот приводит в движение турбины. При этом Kilopower электрической мощностью в киловатт весит всего 134 килограмма и содержит в себе 28 килограммов урана-235 (по размерам литое ядро сопоставимо с рулоном бумажных полотенец).

С одной стороны, американский проект не поражает воображение заявленной мощностью: самая крупная модель Kilopower выдаст 10 киловатт при весе в полторы тонны. Что это такое по сравнению с мегаваттом! Но с другой — разработка NASA устроена не просто, а элементарно. Кроме управляющего стержня и поршней в герметичных камерах двигателей Стирлинга, она не имеет подвижных деталей вовсе. Расчетный срок службы достигает 12-15 лет в зависимости от режима работы, ей не нужно охлаждение (достаточно пассивного рассеивания тепла стенками корпуса) и обслуживание или заправка.

В ядерной энергодвигательной установке мегаваттного класса (ЯЭДУ), которая станет сердцем отечественного «Зевса» (проект «Нуклон»), используется более «земной» подход. Ядро реактора нагревает газ-теплоноситель (гелий с ксеноном), а тот приводит в движение турбину. Избыточное тепло сбрасывается капельным холодильником-излучателем в открытое пространство. Разработка всей системы с попеременным успехом идет с 2009 года. По некоторым данным, в том числе на основании заявлений Рогозина, складывается впечатление, что на сегодня испытаны некоторые компоненты ядерного буксира и созданы несколько производственных макетов. Первый полет «Зевса» ожидается в 2030 году, он продлится 50 месяцев.


15. Подписан контракт на строительство первого обитаемого модуля лунной станции GatewayПн, 12 июл[−]
HALO / ©Northrop Grumman

Подписан контракт на строительство первого обитаемого модуля лунной станции Gateway

NASA выдало корпорации Northrop Grumman контракт, предполагающий постройку модуля HALO для новой лунной орбитальной станции Gateway. Ее рассматривают как элемент амбициозной программы Artemis.

Космическое ведомство США заключило с Northrop Grumman контракт стоимостью 935 миллионов долларов на строительство и интеграцию первого жилого модуля для станции Gateway.

Соглашение охватывает сборку HALO, а также его интеграцию с другим модулем Gateway — Power and Propulsion Element (PPE), разработанным компанией Maxar.

Lunar Orbital Platform-Gateway / ©wikimedia

Habitation and Logistics Outpost (HALO) будет одним из первых модулей для Gateway. Он послужит местом обитания астронавтов, прилетающих на станцию. Модуль получит стыковочные узлы для космических кораблей Orion, грузовых транспортных средств, таких как Dragon XL от SpaceX, и других космических аппаратов.

HALO основан на космическом корабле Cygnus от Northrop Grumman, который применяют для доставки грузов на МКС. «Используя нашу производственную линию Cygnus, Northrop Grumman может уникальным образом предоставить доступный и надежный модуль HALO в сроки, необходимые для поддержки программы NASA Artemis», — заявили в корпорации.

Cygnus / ©wikipedia

Ожидается, что Gateway будет играть важную роль в программе NASA Artemis после 2024 года. Хотя проект возглавляет Космическое ведомство США, американцы будут создавать, обслуживать и использовать Gateway в сотрудничестве с Канадским космическим агентством, Европейским космическим агентством, Японским агентством аэрокосмических исследований и рядом коммерческих структур.

Ранее в качестве одного из участников рассматривали Россию, однако затем о себе дали знать противоречия между NASA и корпорацией «Роскосмос». Разногласия носили технический характер — по крайней мере, формально. Сейчас, насколько можно судить, Россия окончательно вышла из проекта.

Станция послужит отправной точкой для исследования Южного полюса Луны как при помощи роботов, так и в рамках пилотируемых миссий. Не исключено, что в будущем Gateway задействуют для полетов космических кораблей на Марс.

Lunar Orbital Platform-Gateway / ©NASA

Главная цель Artemis — вернуть астронавтов на поверхность Луны. Первый этап программы, получивший название Artemis 1, могут осуществить уже в этом году. Первую пилотируемую посадку на Луну хотят провести в середине десятилетия (нет, впрочем, никаких гарантий, что эти сроки не сдвинут).

В будущем получить собственную лунную станцию хотят россияне и китайцы: детально ознакомиться с перспективами совместного проекта вы можете в нашем материале.


16. Россия хочет сделать из ядерного буксира оружие против других космических аппаратовПт, 09 июл[−]
Ядерный буксир / ©РИА Новости

Россия хочет сделать из ядерного буксира оружие против других космических аппаратов

Российский ядерный буксир «Зевс» хотят снабдить оружием, которое позволит ему уничтожать спутники. Ранее сообщалось, что буксир планируют применять для поиска внеземной жизни.

О назначении ядерного буксира «Зевс» со ссылкой на материалы КБ «Арсенал» сообщило РИА Новости. Конструкторское бюро осуществило научно-исследовательские работы, направленные на то, чтобы понять, сможет ли аппарат «воздействовать с помощью электромагнитного излучения на радиоэлектронные средства систем управления, разведки, связи и навигации».

До этого стало известно, что «Зевс» намерены применять как элемент системы противовоздушной обороны: предполагается, что он сможет подсвечивать воздушные цели с орбиты.

Ядерный буксир хотят применять и для решения мирных задач. В частности, он будет обеспечивать связь, вещание и ретрансляцию, межорбитальную транспортировку грузов, доставку аппаратуры к Луне. Ранее глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что «Зевс» займется поиском признаков внеземной жизни.

Ядерный буксир / ©РИА Новости

«Зевс» — название самого буксира, научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам присвоили обозначение «Нуклон».

Создавать элементы буксира на базе транспортно-энергетического модуля с ядерной энергоустановкой мегаваттного класса начали в 2010-м. Несколько лет назад на МАКСе показали макет аппарата, а в рамках форума «Армия-2020» представили анимацию его работы в условиях космоса.

Макет ядерного буксира / ©Вести

Разработку аванпроекта должны завершить к июлю 2024-го. Это обойдется примерно в 4,2 миллиарда рублей. Если ничего принципиально не поменяется, испытательный космический запуск буксира проведут примерно в 2030 году. В случае удачных испытаний начнут серийное производство и коммерческую эксплуатацию комплекса.

Другим важным направлением российской космической индустрии в последние годы стало создание новой многоразовой ракеты: это своего рода ответ на успехи носителя Falcon 9, созданного американской SpaceX. Как стало известно недавно, в холдинге «Технодинамика» будут работать над созданием парашютной системы для первых ступеней перспективных носителей многоразового использования.

Известно также, что для отработки технологий возврата первой ступени Россия создаст «Крыло-СВ» — легкую многоразовую крылатую ступень. Не исключено, что она получит лыжи, которые можно применять для посадки на грунт.

В идейном смысле изделие будет преемником «Байкала» — многоразового ускорителя для первой ступени ракет «Ангара». Этот проект так и не реализовали на практике.


17. Астронавт описал запах космоса. Он неприятный, а первые впечатления на орбите похожи на симптомы Covid-19Пт, 09 июл[−]
Маркус Понтис / ©Andre Borges/NurPhoto via Getty Images

Астронавт описал запах космоса. Он неприятный, а первые впечатления на орбите похожи на симптомы Covid-19

Бразильский астронавт заявил, что космос имеет запах серы. При этом сначала, по его словам, пребывание на орбите чем-то напоминает симптомы коронавирусной инфекции.

Первый бразильский астронавт Маркус Понтис поделился с общественностью впечатлениями от пребывания на орбите. Он описал запах космоса и рассказал о сложностях, с которыми сталкивается человек при путешествии к МКС.

По словам летчика, пребывание на орбите напоминает симптомы Covid-19: человек на время лишается обоняния. При этом космос, как отметил Понтис, имеет запах. «Я не мог поверить, но космос пахнет серой», — заявил он.

Слева направо: Маркус Понтис, Джеффри Уильямс, Павел Виноградов / ©wikipedia

Маркус Понтис — не только первый бразильский астронавт, но и первый астронавт Южной Америки. Он отправился к МКС с космодрома Байконур 30 марта 2006 года. Вскоре Понтис вернулся на Землю вместе с Уильямом Макартуром и Валерием Токаревым на корабле «Союз ТМА-7».

Отношения Бразилии и России в вопросах исследования космоса и обеспечения пусков имеют длинную историю. В 2017-м на территории Бразилии разместили российскую станцию для поиска космического мусора.

А недавно, напомним, «Роскосмос» подписал договор о размещении второго такого объекта в ЮАР.


18. Россия создаст парашютную систему для многоразовых ракетПт, 09 июл[−]
©Роскосмос

Россия создаст парашютную систему для многоразовых ракет

Холдинг «Технодинамика» будет работать над парашютной системой, которую применят для первых ступеней перспективных многоразовых ракет. Сроки создания комплекса не называют.

В последние годы в России нередко говорят о создании многоразовой ракеты, которая могла бы составить конкуренцию детищам SpaceX. Как стало известно, ее могут снабдить парашютной системой.

«Роскосмос» предварительно заказал НИР (научно-исследовательская работа) по созданию парашютного комплекса для возвращаемой ступени. Разрабатывать систему будет «Технодинамика», входящая в «Ростех».

«Буквально месяц назад мы от «Роскосмоса» получили предварительный заказ на разработку технических требований к подобным парашютным системам, которые могут возвращать многоразовые ступени. Мы начнем научно-исследовательскую работу в этом году», — заявил руководитель «Технодинамики» Игорь Насенков. К сожалению, никаких сроков разработки озвучено не было.

Сейчас в России ведут работы по проекту многоразовой двухступенчатой ракеты среднего класса «Амур-СПГ». Ее первую ступень оснастят двигателями РД-0169, работающими на кислороде и метане. Предполагается, что ступень можно будет возвращать до десяти раз. Первый пуск с Восточного хотят провести примерно в середине десятилетия.

Частично многоразовой могут сделать перспективную сверхтяжелую ракету, которую Россия хочет использовать для полетов на Луну.

Есть у страны и весьма оригинальные идеи в этом направлении. Весной стало известно, что перспективная ракета-носитель, создаваемая по проекту «Крыло-СВ», может получить не только колеса, но и лыжи. Последнее даст ей возможность садиться на грунт.

«Крыло-СВ» / ©ТАСС

Сам проект предполагает создание многоразовой крылатой ступени для ракеты легкого класса. В основе — концепция крылатой ракеты «Байкал». Известно, что специально для «Крыла-СВ» создают новый двигатель «Вихрь».

Согласно концепции, после отделения второй ступени, которая продолжит полет, первая вернется на космодром при помощи крыльев и совершит «самолетную» посадку.

Тем временем в США работают над более амбициозным многоразовыми системами, и речь не только о SpaceX. В этом году компания Relativity Space презентовала проект космической системы Terran R, которую можно назвать уменьшенным вариантом знаменитого Starship.

Terran R / ©nasaspaceflight

Ракету видят полностью многоразовой и напечатанной на 3D-принтере. В многоразовой компоновке Terran R сможет вывести на низкую околоземную орбиту больше 20 тонн. Возвращать первую ступень хотят так, как это делает SpaceX с Falcon 9.


19. «Роскосмос» определил дату запуска модуля «Наука»Чт, 08 июл[−]
«Наука» / ©roscosmos

«Роскосмос» определил дату запуска модуля «Наука»

Запустить новый российской модуль к МКС хотят 21 июля. Ранее стало известно о новых технических проблемах, выявленных при проверке.

В российском космическом ведомстве, наконец, определились с новой датой долгожданного запуска модуля «Наука». Пуск хотят провести 21 июля. В качестве носителя выбрали ракету тяжелого класса «Протон-М».

Ранее запустить модуль хотели 15-го числа (первоначальные планы предполагали запуск еще в 2007 году), однако затем обнаружили технические проблемы. Как выяснилось, часть аппаратуры модуля «Наука» забыли закрыть теплоизоляцией.

«Наука» будет одним из самых больших модулей МКС. Она имеет десятилетний ресурс. Ранее сообщалось, что для интеграции модуля к российскому сегменту станции нужно будет осуществить семь-восемь выходов в открытый космос.

Будущее России в программе МКС под большим вопросом. Если ничего не изменится, то, согласно озвученным планам, страна начнет выход из программы с 2025-го.

В качестве альтернативы МКС Россия хочет создать национальную орбитальную станцию, известную как РОСС. Ее можно считать условным аналогом советского «Мира». Кроме того, Москва вместе с Пекином намерена построить лунную станцию: первый этап можно ожидать уже в обозримом будущем.


20. Россия подписала соглашение на размещение в Африке станции, которая будет искать космический мусорПн, 05 июл[−]
Компьютерная модель распределения космических объектов в околоземном пространстве. По данным NASA, 95 % из них — мусор / ©Getty Images

Россия подписала соглашение на размещение в Африке станции, которая будет искать космический мусор

«Роскосмос» подписал соглашение, позволяющее разместить на территории ЮАР станцию поиска космического мусора. Это будет второй из четырех специализированных комплексов, который создают в рамках программы.

О подписании договора на размещение станции по поиску космического мусора со ссылкой на «Роскосмос» сообщил ТАСС. Комплекс будет выявлять объекты на низких, средних и высоких околоземных орбитах. Его производитель — НПК «Системы прецизионного приборостроения».

Станция оптико-электронного комплекса обнаружения и измерения параметров движения космического мусора (ОЭК ОКМ) займется определением угловых координат объектов и сверкой с данными, которые внесены в базу данных. Полученная информация будет передаваться в центр сбора и обработки данных.

Технически комплекс предназначен для автономного поиска и выявления объектов на высотах от 120 до 40 тысяч километров и способен обнаруживать космические объекты, которые имеют блеск до 18-й звездной величины.

Новая станция станет вторым из четырех специализированных комплексов, которые создают для анализа ситуации с космическим мусором. Последнее напрямую влияет на безопасность пусков.

Первую станцию открыли в апреле 2017 года в Бразилии, на территории обсерватории Пико-дос-Диас (OPD), которая находится в 37 километрах к западу от Итажубы (штат Минас-Жерайс).

Российская станция оптико-электронного комплекса обнаружения и измерения параметров движения космического мусора (ОЭК ОКМ) производства АО «Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения», установленная в Бразилии на территории обсерватории Пико дос Диас (OPD). Итажуба (штат Минас-Жерайс), апрель 2017 года / ©EPTV

Об опасности, которую представляет космический мусор, известно давно. По мнению ряда ученых, если ничего не изменится, нас ждут катастрофический рост количества объектов орбитального мусора на низкой опорной орбите и, как следствие, невозможность дальнейшего освоения космоса.

Сейчас страны прилагают активные усилия по сбору космического мусора. В прошлом году европейцы начали проектировать аппарат Clearspace-1, призванный помочь землянам решить эту проблему. Он будет выявлять подлежащие утилизации объекты при помощи датчиков. После обнаружения обломков Clearspace-1 приблизится к ним и захватит при помощи роботизированной «руки».

ClearSpace-1 / ©?cole Polytechnique F?d?rale de Lausanne

Также в 2020-м стало известно, что Японское агентство аэрокосмических исследований создаст спутник, который будет утилизировать космический мусор с помощью лазера, сбивая объекты в атмосферу, где они будут сгорать. Как тогда сообщалось, запустить аппарат могут примерно через несколько лет.



 
Каталог RSS-каналов (RSS-лент) — RSSfeedReader
Всего заголовков: 20
По категориям:
Все заголовки
По датам:
Все заголовки
2021-07-24, Сб (1)
2021-07-23, Пт (1)
2021-07-22, Чт (2)
2021-07-21, Ср (1)
2021-07-20, Вт (1)
2021-07-19, Пн (1)
2021-07-18, Вс (1)
2021-07-17, Сб (1)
2021-07-15, Чт (2)
2021-07-13, Вт (1)
2021-07-12, Пн (3)
2021-07-09, Пт (3)
2021-07-08, Чт (1)
2021-07-05, Пн (1)
По авторам:
Все заголовки
Александр Березин (2)
Василий Парфенов (2)
Илья Ведмеденко (16)