Arzamas • Курсыбез даты Текст источника в новой вкладке
Новые курсы каждый четверг
admin@arzamas.academy
Reference/Education

 
 
1. Курс № 82. Шведская литература: кого надо знатьЧт, 10 сен[−]

Лекции литературоведа Полины Лисовской об Августе Стриндберге, Сельме Лагерлёф и других важных писателях Швеции, а также лучшие шведские детективы, плейлист средневековых баллад и тест о Карлсоне.

Лекция 1: Сельма Лагерлёф: сказки для взрослых
За что писательницу любят шведы — и почему это не «Нильс с дикими гусями».

Лекция 2: Август Стриндберг — главный шведский писатель
Как Стриндберг со всеми ссорился, занимался алхимией и создавал новую шведскую литературу.

Лекция 3: Богемный и тоскующий Стокгольм: книги Яльмара Сёдерберга
Стокгольмские фланеры и холодное наблюдение за жизнью, плотская любовь и душевное одиночество в романах шведского Достоевского.

Лекция 4: Экзистенциальный ужас в Швеции: Пер Лагерквист
Страх перед жизнью без веры, борьба с нацизмом и продолжение истории нераспятого разбойника Вараввы в книгах главного шведского модерниста.

Лекция 5: Антиутопия по-шведски: Карин Бойе и Харри Мартинсон
Роман о враждующих тоталитарных государствах и научно-фантастическая поэма о беженцах, улетевших с отравленной Земли.

Лекция 6: Эйвинд Юнсон — модернист из рабочих
Путь писателя от рабочей литературы до исторических романов и сложных художественных экспериментов.

Лекция 7: Шведский постмодернизм и Пер Улов Энквист
Почему в Швеции постмодернизм не такой, как везде, и как он отвечает на вопрос, в чем истина.


2. Курс № 81. Зачем люди ведут дневники, а историки их читаютЧт, 25 июн[−]

Лекции Ильи Венявкина и Михаила Мельниченко, создателей корпуса личных дневников «Прожито», — о том, что такое дневники, какие цели обычно стоят перед их авторами и о чем нужно помнить, когда их читаешь, а также подборка очень красивых дневников, инструкция о том, как вести дневник самому, и игра, в которой можно зашифровать послание и отправить другу.

Лекция 1: Что такое дневник и как он менялся
Краткая история дневника от XVI до XX века.

Лекция 2: Дневник как способ стать лучше
Как люди стали вести дневники, чтобы исправлять свои недостатки, и о чем такие дневники могут нам рассказать.

Лекция 3: Можно ли доверять дневникам
Почему дневники кажутся нам очень достоверными источниками информации, но в действительности не всегда таковыми являются.

Лекция 4: Для кого пишутся дневники
Кому бывают адресованы дневники и можно ли написать дневник только для самого себя.


3. Курс № 80. Народные песни русского городаЧт, 28 мая[−]

Лекции Михаила Лурье о том, как в городской среде ХХ века создавался новый песенный фольклор, а также история «Владимирского централа», тест про самые известные русские песни, плейлисты тематических вечеринок и музыкальный видеорассказ о семиструнной гитаре.

Лекция 1: Как город «портил» народную песню
Почему фольклористы не хотели изучать частушки, тюремную лирику, жестокие романсы и кабацкие песни.

Лекция 2: Уличные певцы 1920–30-х годов
Как проходили уличные концерты, откуда брались сюжеты для песен и сколько зарабатывали певцы на улицах в эпоху нэпа.

Лекция 3: Борьба с песней и борьба за песню в CCCР
Как в 1920–30-е годы интеллигенция обнаружила в городском фольклоре отражение народной души и стала использовать песню в классовой борьбе.

Лекция 4: Что такое жестокий романс и почему он жестокий
Происхождение, распространение, психотерапевтический эффект и причины невероятной популярности песен с плохим концом.

Лекция 5: Блатная песня: почему ее знают все
Как в ХХ веке песни преступного мира стали важным пластом русской культуры.


4. Курс № 79. Метро в истории, культуре и жизни людейПт, 15 мая[−]

Лекции и материалы о строительстве московского метро, его устройстве, архитектуре, непростой судьбе, месте в советской и российской культуре, а также, конечно, о его пассажирах.

Лекция 1: Сталинское метро: роскошь и идеология
Как архитекторы-традиционалисты победили конструктивистов, когда московское метро превратилось в дворцы и что именно в метро изменила война.

Лекция 2: Метро после Сталина: новая эстетика
За что станции 1960-х прозвали «сороконожками», как архитекторы старались их разнообразить, а люди все равно путали и почему послесталинское метро все-таки тоже очень красивое.

Лекция 3: Антропология метро: как подземка меняет представление о городе
Зачем люди придумывают метро в городах, где его нет, и как меняются наши привычки в тех городах, где метро есть.

Лекция 4: Метро в поэзии: от Мандельштама до Седаковой
Метро как дворец, чудо техники, ад, пещера, залитая светом, и даже современное средство передвижения — в стихах на русском языке.

Лекция 5: Метро в кино: от «Цирка» до «Ночного дозора»
Как режиссеры делали подземку символом советской мощи, зоной безопасности и даже скуки, местом человеческой эмоции, мифа и хаоса.


5. Курс № 78. Идиш: язык и литератураЧт, 30 апр[−]

Лекции переводчика Валерия Дымшица о литературе, которую создали евреи Российской империи и которая дала много имен, важных для всей мировой культуры, а также тест на языковую интуицию и звучащий идиш в песнях современных исполнителей.

Лекция 1: Что такое идиш?
Какое место идиш занимает среди других еврейских языков и почему количество его носителей растет, хотя считается, что он умирает.

Лекция 2: Золотой век прозы на идише
Кто из первых писавших на идише прозаиков рассказывал о еврейском дне, кто благословлял всех еврейских писателей, а кто создал целую литературу.

Лекция 3: Проза на идише в эпоху войн и революций
Как XX век разбросал литературу на идише по всему миру и кого следует знать, кроме нобелевского лауреата Башевиса Зингера.

Лекция 4: Поэзия на идише в ХХ веке
Почему еврейские поэты в Америке были разнорабочими, а в СССР получали квартиры и пули и кто первым порвал с русской литературной традицией.


6. Курс № 77. Как читать любимые книги по-новомуСр, 15 янв[−]

9 видеолекций о 9 книгах, которые многие любят с детства и знают почти наизусть, а также тесты на знание «Шерлока Холмса» и «Трех мушкетеров», определитель сестер Бронте и игра в признания.

Лекция 1: Александр Дюма. «Три мушкетера»
Почему роман «Три мушкетера» так называется и похож ли кардинал Ришельё на свой прототип.

Лекция 2: Вальтер Скотт. «Айвенго»
Как «Айвенго» учит искать компромисс и почему в книге столько фактических неточностей.

Лекция 3: Рафаэль Сабатини. «Одиссея капитана Блада»
Сколько стоили рабы во времена капитана Блада и почему его пиратская команда такая дисциплинированная.

Лекция 4: Роберт Льюис Стивенсон. «Остров сокровищ»
Кто был прототипом капитана Флинта и почему жестокость пиратов часто преувеличивали.

Лекция 5: Эжен Сю. «Парижские тайны»
Как Эжен Сю с помощью остросюжетного детектива пытался решить важные социальные вопросы.

Лекция 6: Александр Дюма. «Граф Монте-Кристо»
Где Дюма взял сюжет для своего романа и что книга рассказывает о внутренних конфликтах во Франции.

Лекция 7: Артур Конан Дойл. «Приключения Шерлока Холмса»
Каким методом на самом деле пользовался Шерлок Холмс.

Лекция 8: Джейн Остин. «Гордость и предубеждение»
Почему Джейн Остин в своем романе так увлеклась темой зрения и оптики.

Лекция 9: Шарлотта Бронте. «Джейн Эйр»
Зачем детей во времена Джейн Эйр постоянно пугали адом и почему переводчики по-разному интерпретировали концовку романа.


7. Курс № 76. Антропология Севера: кто и как живет там, где холодноЧт, 19 дек 2019[−]

Лекции Николая Вахтина о том, как России достался Север, где проходят его границы и как изучается северное население, а также материалы о неизвестной русско-чукотской войне, утопической советской архитектуре и культуре еды у северных народов.

Лекция 1: Север, Арктика и Сибирь — что это такое и кто там живет?
Почему Владивосток — это Север, хотя он южнее Парижа, чем отличается коренное население от местного и существует ли традиционный образ жизни.

Лекция 2: Присоединение Сибири к Русскому государству: освоение, завоевание или колонизация?
Как конструируется история о продвижении русских в Сибирь и как на самом деле складывались отношения между переселенцами и коренным населением.

Лекция 3: Что увидели русские, когда пришли в Сибирь?
Как шел процесс колонизации Сибири, какие племена встречались русским, которые шли на восток, как жили эти люди и что поменялось в их жизни.

Лекция 4: Как изменилась жизнь на Севере в XX веке?
Был ли приход русских благом для северных народов, что принесла им советская власть и современность.


8. Курс № 75. Экономика пиратстваЧт, 28 ноя 2019[−]

Лекции Юлии Вымятниной о том, почему пиратство всегда сопутствовало торговле и как оно влияло на культуру от Античности до наших дней, а также материалы о пиратах и авторском праве.

Лекция 1: Пираты в Античности
Как пираты жили во времена Гомера, почему в Древней Греции и Риме грабить было выгоднее, чем торговать, и как пиратство способствовало экономическому сотрудничеству.

Лекция 2: Морские грабежи в Средние века
Почему европейские государства были заинтересованы в пиратстве, как они боролись с чужими морскими разбойниками и поощряли своих.

Лекция 3: Золотой век пиратства
Как в эпоху Великих географических открытий появились пираты, которые получали колоссальные доходы и стали знаменитыми, и как они зарабатывали для своих королей.

Лекция 4: Пираты в современном мире
Как устроены морские грабежи в Сомали, странах Азии и Латинской Америки и почему их не удается остановить.

Лекция 5: Цифровое пиратство
Почему воровство потенциальных доходов — это тоже пиратство, кто от него страдает и когда оно может быть выгодно правообладателю.


9. Курс № 74. История денегЧт, 21 ноя 2019[−]

Подкаст об истории денег и о том, как они меняют человеческие отношения, а также 10 невероятных историй обогащения, тест о валютах прошлого и твиты о деньгах от Исаака Ньютона и Андрея Тарковского.

Лекция 1: Гонорар свиньями. Почему доверие дороже золота
Как люди учились доверять друг другу — перешли от обмена кокосами и золотом к обмену обещаниями.

Лекция 2: Аквариумная рыбка за миллион. Как инфляция портит людей
Как обесценивание денег может лишить людей веры в будущее и разрушить целое общество.

Лекция 3: Родственники в залог. Как кредит из греха стал добродетелью
Как люди побороли чувство стыда и научились брать в долг с пользой друг для друга..

Лекция 4: Инвестиция в императора. Как банкиры превратили риск в товар
Как люди поняли, что риск можно покупать, продавать — или даже делить между тысячами незнакомцев по всему свету.

Лекция 5: Монеты с совой. Почему деньги такие разные
Как придумать собственную валюту и как евро защищает нас от большой войны.


10. Курс № 73. Как русские авангардисты строили музейЧт, 14 ноя 2019[−]

История Музея живописной культуры, первого в мире государственного музея современного искусства, который организовывали Кандинский, Малевич и Родченко, — а также музейный детектив, путеводитель по содружествам художников 1920-х и игра в ликвидацию.

Лекция 1: Как Кандинский, Родченко и Малевич придумывали музей
Фактура, линия, цветовое пятно и другие принципы, на которых был основан Музей живописной культуры.

Лекция 2: Как работал первый в мире музей русского авангарда
От развески картин до ликвидации коллекции: 10 лет жизни Музея живописной культуры.

Лекция 3: Как русский авангард оказался в Ельце и Саратове
История Музейного бюро, которое обеспечило современным искусством не только Музей живописной культуры, но и всю страну.

Лекция 4: Кто такие проекционисты и как они делали музей будущего
Создатель аналитической лаборатории Музея живописной культуры Соломон Никритин, его идеи и ученики.


11. Курс № 72. Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?Чт, 03 окт 2019[−]

Лекции Артемия Магуна — от идеи Бога через мысль о том, что его нет, к вопросу о том, что может быть на его месте, а также объяснение сложных философских мемов, сравнение главных понятий античной философии и христианства и тест «Какой бог это сделал?».

Лекция 1: Бог в Античности
Как греки идеализировали Бога и обожествили идею.

Лекция 2: Бог у христиан и мусульман
Что случилось, когда Бог стал человеком, и как богословы доказывали его бытие.

Лекция 3: Бог у атеистов
Как ученики Гегеля обнаружили, что Бог умер.

Лекция 4: Бог после холокоста
Как философы XX века искали Бога и нашли его в Другом.


12. Курс № 71. Открывая Россию: ЯмалПн, 08 июл 2019[−]

Пять видеолекций об истории и культуре Ямала: от кочевников и оленей до интернатов и «мертвой дороги» — а также инструкция по сборке чума, советы для переезда и тест про нарты и кисы.

Лекция 1: Кочевники Ямала: искусство бесконечного переезда
Зачем кочевники все время двигаются, как переезд может быть уютным и почему стадо должно парить.

Лекция 2: Кочевники как часть природы: вселенная Ямала
Почему олень в тундре важнее человека, что такое сакральная нечистота и кто такие «беленький» и «лесной дедушка».

Лекция 3: Язык молчания: картина мира ямальца
Как ненцы общаются без слов, кто такой старик Микулай и почему на Ямале очень важно любить чай.

Лекция 4: Ямальский эксперимент: как сделать школу для детей кочевников
Как за ненецкими детьми гонялась милиция, почему все школьники — бездельники и правда ли, что русские учителя на Ямале лохматые.

Лекция 5: Ямальский ГУЛАГ: история «мертвой дороги»
Что такое Трансполярная магистраль, как можно быть самоохранником и зачем мужчинам на стройке женские чулки.


13. Курс № 70. Криминология: как изучают преступность и преступниковПт, 28 июн 2019[−]

Лекции о том, как ученые изучают криминальное поведение, а также краткая история организованной преступности в России, лучшие детективы в одной таблице и всё, что нужно знать о песне «Мурка».

Лекция 1: Как измерить преступность
О чем не говорят цифры официальной статистики и почему в XXI веке уровень преступности падает.

Лекция 2: Почему люди совершают преступления
Как убийства связаны с праздниками и нужно ли бояться мигрантов.

Лекция 3: Существуют ли прирожденные преступники
Можно ли определить будущего преступника по внешности, генам или поведению.

Лекция 4: Что учит нас насилию
Как компьютерные игры, фильмы о бандитах и плохая компания влияют на желание совершать преступления.

Лекция 5: Почему не все нарушают закон
Почему те, кто склонен к плохому поведению, могут не стать преступниками — и наоборот.


14. Курс № 69. Открывая Россию: Байкало-Амурская магистральВт, 18 июн 2019[−]

Курс об истории и культуре БАМа — к 45-летию с начала стройки.

Лекция 1: БАМ: история строительства
Почему БАМ не советский проект, или С чего все начиналось.

Лекция 2: «Мы создали БАМ, а БАМ создал нас». Кто такие бамовцы
Шефские бригады, ваучеры на машину и романтика тайги.

Лекция 3: Железный монстр или корабль жизни: БАМ и коренное население
Открытый протест, смешанные семьи, а также шутки про бамовцев.

Лекция 4: Жизнь дороги: разъезды, путейцы и медведи
Почему работа на БАМе бывает смертельно опасна и как можно выкричать горло, спасаясь от медведя.


15. Курс № 68. Введение в гендерные исследованияЧт, 30 мая 2019[−]

Что такое гендер, при чем тут феминизм, сексуальность и забота — и почему все это важно знать каждому.

Лекция 1: Почему гендер есть у всех, но у каждого — свой?
Что такое гендер и почему женщинами и мужчинами не рождаются, а становятся.

Лекция 2: Чем занимается наука о гендере?
Почему о гендере должен знать каждый — и почему изучать его в России может быть противозаконно.

Лекция 3: Что такое маскулинность и почему мужчинам не легче, чем женщинам?
Как оказалось, что «настоящих мужчин» больше нет, и почему это правильно.

Лекция 4: Что такое сексуальность и как она меняется? (18+)
Почему гетеросексуальность считалась извращением и как субкультуры повлияли на науку о гендере.

Лекция 5: Почему забота — это категория науки о гендере и как общество мешает нам заботиться о других?
Зачем заботиться о том, кто заботится, и почему это важно в масштабах человечества.

Лекция 6: Что такое гендерное неравенство и почему это не о женщинах против мужчин?
Почему уравнение в правах — это прошлый век и откуда в патриархатном обществе уязвленные мужчины.


16. Курс № 67. Документальное кино между вымыслом и реальностьюЧт, 16 мая 2019[−]

Подкаст о том, как режиссеры-документалисты видят реальность — и показывают ее нам, а также ключевые документальные фильмы XX века, главные жанры неигрового кино, советы, что посмотреть, и тест на кинематографическую интуицию.

Лекция 1: «В поисках Шугармена» Малика Бенджеллуля
Как неизвестный американский музыкант оказался суперзвездой в ЮАР, насколько его история уникальна и где в ней действительность, а где — рассказанная режиссером сказка.

Лекция 2: «Тонкая голубая линия» Эррола Морриса
Почему, чтобы вытащить несправедливо осужденного из тюрьмы, нужно снять арт-фильм и можно ли назвать расследованием кино, в котором мы с первых кадров понимаем, кто убийца.

Лекция 3: «Человек на проволоке» Джеймса Марша
Что делает канатоходца настоящим современным художником и как превратить рассказ о нем в фильм-ограбление.

Лекция 4: «Не оглядывайся» Донна Алана Пеннебейкера и «Дай мне кров» братьев Мейслз
Можно ли заснять действительность, совсем в нее не вмешавшись, и как, снимая турне культовой группы, получить мрачное кино о конце эпохи.

Лекция 5: «Акт убийства» Джошуа Оппенгеймера
Что получится, если о массовых убийствах будут рассказывать не жертвы, а палачи, и что режиссеру-документалисту дозволено делать с реальностью и со своими героями.


17. Курс № 66. Мир Владимира НабоковаПн, 22 апр 2019[−]

Лекции Александра Долинина об авторе «Лолиты» и «Дара» — к 120-летию писателя.

Лекция 1: Как устроены тексты Набокова
Чем Набоков похож на Бога и в какие игры он любит играть.

Лекция 2: Набоков — «нерусский» русский писатель
Что автор «Дара» взял у Пушкина и Толстого и чем он на них не похож.

Лекция 3: Как читать «Приглашение на казнь»
Почему в антиутопии нет ничего научно-фантастического и чем опасна пошлость.

Лекция 4: Как читать роман «Дар»
Чем Набоков похож на своего героя, за что судьба мстит Чернышевскому и почему герой — то «я», то «он», то «мы».

Лекция 5: Nabokov — англоязычный писатель
Сколько языков надо знать, чтобы понимать «Лолиту» и «Истинную жизнь Себастьяна Найта».

Лекция 6: Как читать роман «Лолита»
Роман о девочке и педофиле: на чьей стороне автор?.


18. Курс № 65. Краткая история татарЧт, 11 апр 2019[−]

Пять очень коротких лекций об очень непростой истории татар, а еще огромный путеводитель по городам, где жили и живут татары, самые главные татарские застольные традиции и самые важные татарские слова.

Лекция 1: Откуда взялись татары
Где ищут предков татар, что на самом деле связывает татар с монголами и какую роль в татарской истории играла Золотая Орда.

Лекция 2: Золотая Орда и что из нее вышло
Как Золотая Орда всех перемешала и переделала и почему татары после Золотой Орды — это те самые татары.

Лекция 3: От взятия Казани до строительства мечетей
Как российская власть училась жить с мусульманским населением.

Лекция 4: Татары между Востоком и Западом
Как татарская культура связана с исламом и как она разворачивалась к Западу.

Лекция 5: Как Советский Союз перепридумывал татарскую культуру
Что происходило с культурой и языком татар после революции 1917 года.


19. Курс № 64. Американская литература XX века. Сезон 1Чт, 07 фев 2019[−]

Лекции Андрея Аствацатурова о главных писателях Северной Америки, а также самые знаменитые тексты литературной журналистики, великие американские поэты и лучшие экранизации больших американских романов.

Лекция 1: Амброз Бирс
Как Бирс делает ужас обыденностью, а героев рассказов — монстрами, которые любят свои семьи.

Лекция 2: Уильям Фолкнер
Как Фолкнер строит новые миры и забрасывает в них читателя без карты.

Лекция 3: Эрнест Хемингуэй
Почему герои Хемингуэя все время пьют и живут несмотря на то, что в жизни нет никакого смысла.

Лекция 4: Джон Апдайк
Как герои Апдайка перемещаются от гордыни к смирению и обратно.

Лекция 5: Генри Миллер
Как Миллер познает мир при помощи собственной литературы.


20. Курс № 63. Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?Чт, 27 дек 2018[−]

Лекции Артемия Магуна о том, как европейская философия осмысляет одну из главных ценностей мира, а также история философских афоризмов, таблица о философии Просвещения и философские песни о любви.

Лекция 1: Любовь у Платона, Аристотеля и неоплатоников
В чем разница между эросом, филией, агапэ, как связаны страсть и познание, очищение и забота, что такое платоническая любовь, любовь-нехватка, бывает ли дружба и почему любовь всегда выбирает одного.

Лекция 2: Любовь у апостола Павла, Августина, Фомы Аквинского, Боттичелли и трубадуров
Любовь у теологов, любовь вещей друг к другу, любовь Бога к нам — и как появился культ любви.

Лекция 3: Любовь у Гете, фон Клейста, Стендаля, Вагнера и Фейербаха
Любовь как приключение, мистическая любовь, романтическая любовь и любовь-катастрофа.

Лекция 4: Любовь у Фрейда, Фромма, Маркузе, Лакана, Ханны Арендт и Маши Макаровой
Либидо, невроз, рассеянная эротика, хиазм, раздвоенное бытие и другие термины, которыми описывают любовь в XX веке.



 
Каталог RSS-каналов (лент) — RSSfeedReader
Всего заголовков: 20
По категориям:
Все заголовки
По датам:
Все заголовки
2020-09-10, Чт (1)
2020-06-25, Чт (1)
2020-05-28, Чт (1)
2020-05-15, Пт (1)
2020-04-30, Чт (1)
2020-01-15, Ср (1)
2019-12-19, Чт (1)
2019-11-28, Чт (1)
2019-11-21, Чт (1)
2019-11-14, Чт (1)
2019-10-03, Чт (1)
2019-07-08, Пн (1)
2019-06-28, Пт (1)
2019-06-18, Вт (1)
2019-05-30, Чт (1)
2019-05-16, Чт (1)
2019-04-22, Пн (1)
2019-04-11, Чт (1)
2019-02-07, Чт (1)
2018-12-27, Чт (1)
По авторам:
Все заголовки