Arzamas • Курсыбез даты Текст источника в новой вкладке
Новые курсы каждый четверг
admin@arzamas.academy
Reference/Education

 
 
1. Курс № 57. Как работает литератураЧт., 04 окт.[−]

Лекции Александра Жолковского, в которых литературоведение становится точной наукой и раскрываются секреты Пушкина, Пастернака, Мандельштама, Толстого, Чехова — и художественного творчества вообще.

Лекция 1: Почему художественный текст действует на людей?
Какие приемы используют Пушкин, Мандельштам и Гоголь, чтобы заразить нас своими чувствами.

Лекция 2: Как автор создает свой мир?
Неизменные принципы, по которым Мандельштам и Пастернак строят свои тексты и которые делают их стихи такими узнаваемыми.

Лекция 3: Когда форма становится содержанием?
Рифмы, повторы и другие приемы, которые помогают усилить воздействие текста и подчеркнуть его смысл.

Лекция 4: Как писатель может выразить всё одним словом?
Отдельные предметы, в которых выражен весь смысл произведения или весь творческий почерк автора (от Чехова до Шерлока Холмса).

Лекция 5: Зачем литература рассказывает о самой себе?
Стихи о сочинении стихов и романы, написанные поверх других романов.


2. Курс № 56. Открывая русскую провинцию. ИвановоЧт., 23 авг.[−]

Лекции о том, кто придумал рисовать Волгу, как крестьяне становились фабрикантами и почему в Иванове столько конструктивистских шедевров, а еще игра с ситцами, «Мемори» с пейзажами и история о том, как палехские иконописцы обхитрили советскую власть.

Лекция 1: С чего начался русский пейзаж
Как русские художники научились писать Волгу, а потом и остальную природу.

Лекция 2: Из крепостных в бизнесмены: история успеха
Как село Иваново стало центром российской текстильной промышленности.

Лекция 3: Иваново — город двух архитектур
Как получилось, что в одном месте можно встретить и купеческий неоклассицизм, и шедевры конструктивизма.


3. Курс № 55. Русская литература XX века. Сезон 6Чт., 07 июня[−]

Лекции, в которых Блок машет Пушкину, Хлебников обнажает скелеты стихотворений, Маяковский пишет свое Евангелие, Алексей Толстой учит наслаждаться, а также материалы об обэриутах, веселой жизни в подполье и голосование за любимых писателей XX века.

Лекция 1: Блок. «Вися над городом всемирным…»
Как поэт в стихотворении об усовершенствовании государственного порядка передает привет Пушкину.

Лекция 2: Хлебников. «Слоны бились бивнями так…»
Как научиться разгадывать конструкции одного из самых сложных поэтов.

Лекция 3: Маяковский. «Владимир Ильич Ленин»
Что общего между поэмой о вожде и Евангелием от Иоанна.

Лекция 4: Алексей Толстой. От «Петра Первого» к «Буратино»
Как советскому писателю удалось протащить через цензуру плоть, наслаждение, красоту жизни и азарт.

Лекция 5: Мандельштам. «Мы с тобой на кухне посидим…»
Как стихотворение о счастье и уюте оборачивается ужасом и гибелью.

Лекция 6: Солженицын. «Раковый корпус»
Как «Раковый корпус» прикрывал «Архипелаг ГУЛАГ».

Лекция 7: Маканин. «Кавказский пленный»
Почему в рассказе о чеченской войне возникает гомосексуальный подтекст.

Лекция 8: P. S. Зачем вообще стихи?
Поэт Сергей Гандлевский размышляет о том, почему невозможно ответить на этот вопрос.


4. Курс № 54. Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документыЧт., 24 мая[−]

Лекции антрополога Альберта Байбурина о том, каким государство видит человека по документам и как это видение влияет на наше представление о себе, а также фильмы про паспорт, словарь обидных фамилий и галерея несуществующих удостоверений.

Лекция 1: Как появилась формула «фамилия — имя — отчество»
Чем отличается обычное имя от документного, о чем говорит отчество и что делать с непристойными фамилиями.

Лекция 2: Почему фото на документы всегда ужасны
Как паспортная фотография стала такой, какой мы ее знаем.

Лекция 3: Как в паспорте появилась графа «национальность»
Какими способами государство распределяло людей по категориям и почему советским гражданам запретили определять свою национальную принадлежность.

Лекция 4: Почему невозможно жить без подписи
Для чего расписывались крестом, почему одни подписи важнее других и как менялось их значение с царских времен до сегодняшнего дня.

Лекция 5: История советского паспорта
Почему большевики сначала отменили паспорта, а потом снова ввели их, но не для всех, и как менялось содержимое паспорта.

Лекция 6: Как паспорт влияет на судьбу
Почему советские граждане подделывали паспорта и отдельные записи в них — или совсем отказывались их получать.


5. Курс № 53. История завоевания КавказаЧт., 22 марта[−]

Аудиолекции Влади­мира Лапина о том, зачем и какими трудами Российская империя присоединяла новые территории, а также материалы о кухне и музыке Кавказа и список полезного чтения.

Лекция 1: Зачем Россия воевала на Кавказе
Экономические и политические причины русской экспансии на Кавказ.

Лекция 2: Как Российская империя увязла на Кавказе
Трудности, с которыми столкнулась русская армия в горах.

Лекция 3: Как Александр I присоединял Грузию
Как Российская империя смогла объединить грузинские княжества, и почему ей пришлось завоевывать Азербайджан.

Лекция 4: Лица Кавказской войны: Ермолов и Шамиль
Как на развитие конфликта повлияли русский главнокомандующий и предводитель кавказских горцев.


6. Курс № 52. Приключения Моне, Матисса и Пикассо в РоссииЧт., 14 дек. 2017[−]

Аудиолекции Ильи Доронченкова о том, как на рубеже XIX–XX веков русское искусство усваивало новую западную живопись, — а также художественное импортозамещение, полезное чтение и азартная игра.

Лекция 1: Почему русские боялись импрессионизма
Как «французская болезнь» проникала в Россию и как к ней приспосабливались зрители.

Лекция 2: Как русское искусство перестало быть провинциальным
Стратегия «Мира искусства»: европейцы в России и русские в Европе.

Лекция 3: Как в Россию пришли постимпрессионизм и фовизм
Какую проблему представляли собой Сезанн, Гоген, Ван Гог и Матисс.

Лекция 4: Как Матисс поссорил русских
Почему Репин ругался, Щукин боялся забирать заказанную картину, а Серов называл Матисса ярким фонарем.

Лекция 5: Как Щукин и Морозов собирали французскую живопись
Стратегии главных русских коллекционеров современного искусства.

Лекция 6: Как Пикассо стал в России богом и дьяволом
Кубизм и его влияние на новый русский живописный язык.

Лекция 7: Как начинался русский футуризм
Чем русский авангард отличался от европейского.


7. Курс № 51. Блокада ЛенинградаЧт., 16 нояб. 2017[−]

История блокады и обороны города, на два с половиной года оставшегося без продуктов и топлива, — в лекциях, дневниковых записях и стихах.

Лекция 1: Блокада вместо штурма
Почему Германия не стала захватывать Ленинград.

Лекция 2: Сталин и Ленинград
Как советское руководство решало проблему спасения города и его жителей.

Лекция 3: Настроения осажденного города
На что надеялись и чем жили ленинградцы во время блокады.

Лекция 4: Ленинградцы и голод
Как жителям города удалось пережить блокаду.


8. Курс № 50. Что такое современный танецВт., 31 окт. 2017[−]

История, язык, открытия, герои и направления хореографии XX века — в аудиолекциях, видеороликах, таблицах и текстах.

Лекция 1: Что такое танец
Чем обычное движение отличается от танца, что изучают биомеханика и кинезиология и как в начале XX века изменилось отношение к телу.

Лекция 2: Танец как философия
Почему у Ницше Бог должен танцевать и как хореографы заговорили об одиночестве, будущем человечества и причинах Первой мировой войны.

Лекция 3: Чем танец отличается от пляски
Зачем властям контролировать народные гулянья, в чем утопия экстатической пляски и чем опасно недисциплинированное тело.

Лекция 4: Танец: стихия или искусство?
Зачем преподавать естественные движения, как сделать танцовщика «нечеловеческим» существом и что общего у пуантов и биопротезов.

Лекция 5: Как танец действует на зрителя
Откуда берется ловкость, в чем привлекательность акробатики и почему смотреть на танец интереснее, если сам пробовал танцевать.

Лекция 6: Идеальное тело для танца
Чем балетное тело отличается от джазового, почему Марта Грэм не потерпела бы в своей труппе девственниц и можно ли уметь танцевать всё.

Лекция 7: Танец как желание
О чем могут рассказать обычные движения нетренированного тела, что потрясало зрителей в Айседоре Дункан и почему танец — это машина желания.


9. Курс № 49. Как железные дороги изменили русскую жизньВт., 24 окт. 2017[−]

Лекции о том, как железные дороги преобразили Россию, кто строил самые красивые вокзалы и мосты, что думали о железных дорогах Толстой и Драгунский, а также жалобы пассажиров, плейлист железнодорожной музыки и игра на знание удивительных вагонов.

Лекция 1: Как железные дороги объединили Россию
Самая длинная магистраль в мире, «золотая пряжка» Кругобайкалки, а также за что железную дорогу любили Левитан и Поленов.

Лекция 2: Почему на железной дороге всё решают мосты
Какую роль в мостостроении сыграли смычок и струны, чем мы обязаны сибирским золотоискателям и почему одно из главных качеств инженера — остроумие.

Лекция 3: Почему вокзалы — вершина архитектурной мысли
Как вокзал стал самым ярким образом современности и связал страну с городом и при чем здесь дрозофилы.

Лекция 4: Как железные дороги произвели экономическую революцию
Почему именно железные дороги запустили индустриализацию в России и какую роль в этом сыграли археология и Брежнев.

Лекция 5: Как русские писатели XIX века относились к железной дороге
Почему Белинский превозносил железную дорогу, а Некрасов ее ненавидел.

Лекция 6: За что русская литература ХХ века любила железную дорогу
Что такое вагонное счастье и железнодорожный уют и как они проявились в творчестве Ильфа и Петрова, Гайдара, Драгунского и Валерия Попова.


10. Курс № 48. Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит БардоЧт., 28 сент. 2017[−]

Литература, философия, музыка, кино и майские баррикады: чем жила Франция в 1950–60-х годах.

Лекция 1: Франция после войны: джаз, кафе и восстановление страны
Как генерал де Голль стал президентом де Голлем, а французы возвращались к мирной жизни.

Лекция 2: Новая французская философия: марксизм, фрейдизм и структурализм
Как французские философы перевернули представление о мире.

Лекция 3: Новая французская литература: время экспериментов
Как французские писатели стали играть с читателем и изменили его.

Лекция 4: Французская «новая волна»: революция в кино
Как молодые режиссеры отказались от «папиного кино» и нарушили все правила киноискусства.

Лекция 5: Франция в 1960-е: победа молодых
Как во Франции выросло веселое и злое поколение беби-бума.


11. Курс № 47. Лев Толстой против всехЧт., 07 сент. 2017[−]

Аудиолекции о жизни и смерти великого русского писателя, а также его смешные выражения, мудрые мысли, личные вещи и тест на литературное чутье.

Лекция 1: Лев Толстой и семья
Что значила семья для писателя, какие ошибки он совершал в семейной жизни и как расселил членов семьи по своим произведениям.

Лекция 2: Лев Толстой и религия
Как Толстой верил в Бога, почему Церковь исключила его из своих членов и примет ли обратно.

Лекция 3: Лев Толстой и толстовство
Что исповедовали поклонники писателя и был ли сам Лев Николаевич толстовцем.

Лекция 4: Лев Толстой и Достоевский
Как два современника относились друг к другу и ко Христу и что мешало им встретиться в литературе и в жизни.

Лекция 5: Лев Толстой и смерть
Размышления писателя о завещаниях, о том, как правильно умирать, репетиции умирания, а также хроника его смерти.

Лекция 6: Лев Толстой и власть
Как писатель стал радикальным анархистом и отказался от всего, что может сделать несвободным, — имущества, семьи и авторских прав.

Лекция 7: Лев Толстой и история
За что писатель ненавидел историю и как вышло, что его романы — исторические.


12. Курс № 46. Россия и Америка: история отношенийЧт., 06 июля 2017[−]

Лекции профессора Европейского университета Ивана Куриллы о том, за что две страны любят и ненавидят друг друга и почему смотрят друг на друга, словно в зеркало, а также краткая история Америки в семи периодах и политический компас отцов-основателей США.

Лекция 1: Почему Россия и Америка думают друг о друге
Как образ другой страны помогает нам идентифицировать себя.

Лекция 2: Как Россия думает об Америке
Оплот демократии, рассадник промышленности, союзник, враг и другие образы США.

Лекция 3: Как Америка думает о России
Объект для помощи, пример для подражания, союзник, враг и другие образы России.

Лекция 4: Из России в Америку и обратно
Зачем анархисты, евреи, изобретатели, чернокожие и рабочие пересекали Атлантику.

Лекция 5: Как меняются российско-американские отношения
От чего зависит, дружат или враждуют Россия и США.


13. Курс № 45. Как придумать свою историюЧт., 15 июня 2017[−]

Лекции Александра Осповата о том, как Россия изобретала свой национальный миф, а также рассказы историков о мифах других народов, истории знаменитых цитат о России и 10 вещей, которые нужно знать о правлении Николая I.

Лекция 1: Смута на службе патриотизма
Почему предательства и неудачи должны приводить к победе и при чем тут календарные совпадения.

Лекция 2: Отечественная война как национальная идея
Как в России стал то и дело повторяться 1812 год.

Лекция 3: Святая Русь как состояние души
Как со временем менялся смысл понятия «святая Русь».


14. Курс № 44. Россия глазами иностранцевЧт., 18 мая 2017[−]

Как Россия выглядит снаружи, что в ней восхищает, что — ужасает, а что приводит в полное недоумение — и почему к мнению посторонних стоит прислушиваться.

Лекция 1: Что такое россика
Как сторонние наблюдатели оказываются более проницательными, чем внутренние.

Лекция 2: Первый компромат на Россию
Как Джайлс Флетчер разозлил не только русское, но и британское государство.

Лекция 3: Окно в Европу: взгляд снаружи
За что иностранцы хвалили Петра I, а за что — ругали.

Лекция 4: Туристы, экспаты и крепостные
Зачем иностранцы приезжали в Россию и как предлагали ее менять.

Лекция 5: Мода на святую Русь
За что иностранцы любили Россию и как били в ее болевые точки.


15. Курс № 43. История православной культурыЧт., 20 апр. 2017[−]

Как возникло православие, на чем оно стоит, каково его место среди других христианских конфессий и что оно сделало для русской культуры.

Лекция 1: Как появились христиане
Что такое благая весть, почему она так быстро распространялась после евангельских событий и как приживалась на античной почве.

Лекция 2: Как Римская империя стала христианской
Можно ли строить государство на христианских идеалах и зачем Церкви молиться о государстве.

Лекция 3: Как поссорились православные и католики
Что мешало окончательной победе христианства и как сформировались две главные христианские традиции — греческая и латинская.

Лекция 4: Как Русь стала частью христианского мира
Что Русь усвоила от новейшего интеллектуального течения своего времени и как поменялась ее жизнь после Крещения.

Лекция 5: Как православие пережило иго
Что сделали для разоренной монголами страны монашество и монастырская культура.

Лекция 6: Как Россия стала главной православной страной
Каким путем Российская империя шла к появлению собственной богословской традиции и когда начался золотой век русской религиозной мысли.

Лекция 7: Что революция сделала с Церковью
Какой была Русская православная церковь накануне 1917 года, какой она собиралась стать и как этому помешала политическая религия большевиков.

Лекция 8: Как русское православие оказалось за рубежом
Как западный мир познакомился с русской религиозной традицией и культурой и что из этого вышло.

Лекция 9: Как Русская церковь выживала в СССР
Что спасло Церковь от физического уничтожения и почему Россия осталась христианской страной.


16. Курс № 42. Революция 1917 годаЧт., 16 февр. 2017[−]

Аудиолекции историка Бориса Колоницкого, воспоминания очевидцев, лучшие исследования эпохи, детские рисунки и обзор главных событий 1917 года.

Лекция 1: «Измена и обман»: политический кризис кануна революции
Почему Николай II к февралю 1917 года остался без поддержки.

Лекция 2: Февральская революция: спонтанная или организованная
Как начались события февраля 1917 года и были ли они спланированы.

Лекция 3: Победа революции: солдаты и депутаты против царя
Как гвардейцы оказались среди восставших и как события в Петрограде привели к отречению Николая II.

Лекция 4: Культ «вождя революции»: взлет Александра Керенского
Как борец за свободу и «главноуговаривающий» покорил армию.

Лекция 5: Керенский и Корнилов: предчувствие гражданской войны
Как провалился Корниловский мятеж и кто от этого выиграл.

Лекция 6: Неизбежность Октября: крах Временного правительства
Что бы было, если бы Ленину на голову упал кирпич.

Лекция 7: Мифы о революции и начало Гражданской войны
Какой конфликт предопределил развитие России в XX веке.


17. Курс № 41. Русская литература XX века. Сезон 5Чт., 12 янв. 2017[−]

Лекции, в которых Есенин заставляет плакать, Бабель прославляет проституцию, Окуджава прощается, а также материалы о Союзе писателей, о лучших спектаклях по лучшим послевоенным пьесам и об андеграундной поэзии.

Лекция 1: Горький. «На дне»
Почему Горький неправильно толковал собственную пьесу и был озадачен тем, как ее трактуют актеры.

Лекция 2: Анненский. «Черная весна»
Почему Анненский не радуется рождению весны, как Тютчев, Боттичелли и все нормальные люди.

Лекция 3: Есенин. «Письмо матери»
Ветхий шушун, горький опыт и другие средства, которые Есенин использует, чтобы заставить нас плакать.

Лекция 4: Булгаков. «Белая гвардия»
Как Булгаков предсказал появление своего «изумительного» романа и что в нем осталось от Толстого и Пушкина.

Лекция 5: Бабель. «Справка» и «Мой первый гонорар»
Чем бабелевская проститутка отличается от других и как проституция помогает писательству.

Лекция 6: Афиногенов. «Страх»
Почему в начале 1930-х в театрах с успехом шла пьеса, в которой советские граждане сравнивались с кроликами, цепенеющими перед удавом.

Лекция 7: Окуджава. «Прощание с новогодней елкой»
Как Окуджава прячет цитаты в простом на первый взгляд стихотворении и с чем он на самом деле прощается.


18. Курс № 40. Человек против СССРЧт., 08 дек. 2016[−]

Как жили и о чем мечтали, с чем сражались и от чего бежали, чего добились и какую цену заплатили инакомыслящие 1960–80-х годов.

Лекция 1: Демонстрация семерых
Что хотели сказать несколько человек на Красной площади в августе 1968 года, когда на площади всего мира выходили тысячи протестующих.

Лекция 2: Чем опасен самиздат
Как игнорировали советскую действительность с помощью поэзии и почему за это сажали.

Лекция 3: Первая антисоветская организация
Чем грозила самовольная защита прав человека в СССР и почему все-таки нужно их защищать, не спрашивая разрешения.

Лекция 4: «Хроника текущих событий»
Как и кем был устроен процесс выпуска и распространения главного диссидентского издания.

Лекция 5: Есть ли права у советского человека?
Как граждане узнали, что права у них есть, и как небольшая группа людей встала на их защиту.

Лекция 6: От Магадана до Верховного Совета
Типичная история одного инакомыслящего: психушка, университет, листовки, тюрьма, самиздат, диссертация, разоблачительная книга и Верховный Совет.


19. Курс № 39. Мир БулгаковаЧт., 27 окт. 2016[−]

Аудиолекции Мариэтты Чудаковой о «Мастере и Маргарите», игра в персонажей Булгакова, а также удивительная статистика, рекомендации фильмов и рассказов и другие материалы о русском классике.

Лекция 1: «Рукописи не горят»: первый замысел «Мастера и Маргариты»
Как были найдены и расшифрованы черновики первого варианта романа.

Лекция 2: Вторая редакция романа: появление Воланда и Мастера
Как в «Мастере и Маргарите» появилось альтер эго автора и как на это повлиял Сталин.

Лекция 3: Сталин и Булгаков: тема власти в «Мастере и Маргарите»
Кто для Булгакова Воланд, Мастер, Пилат и Иешуа.

Лекция 4: Реалии 1930-х в «Мастере и Маргарите»
Доносчики, аресты и прототипы персонажей.

Лекция 5: Воскрешение «Мастера и Маргариты»
Как роман был опубликован в обход цензуры и какой ажиотаж поднялся после первой публикации.


20. Курс № 38. Как читать русскую литературуЧт., 29 сент. 2016[−]

Инструкции по написанию «Евгения Онегина», романов Достоевского и рассказов Чехова, а также лекции Игоря Пильщикова о том, почему мы не понимаем классиков.

Лекция 1: Что означает модная стрижка Онегина?
Как избавиться от иллюзии, что у Пушкина и других классиков нам понятно всё.

Лекция 2: Похож ли Пушкин на Ляписа-Трубецкого?
Разгадка тайны облучка из «Евгения Онегина» и «Мертвых душ».

Лекция 3: Над чем шутил Пушкин перед дуэлью?
Зачем переводить классическую литературу со старого на современный русский.

Лекция 4: Почему Скалозуб — удавленник?
Нужно ли знать быт и порядки ушедших эпох, чтобы понимать классические произведения.



 
Каталог RSS-каналов (лент) — RSSfeedReader
Всего заголовков: 20
По категориям:
Все заголовки
По датам:
Все заголовки
2018-10-04, Чт. (1)
2018-08-23, Чт. (1)
2018-06-07, Чт. (1)
2018-05-24, Чт. (1)
2018-03-22, Чт. (1)
2017-12-14, Чт. (1)
2017-11-16, Чт. (1)
2017-10-31, Вт. (1)
2017-10-24, Вт. (1)
2017-09-28, Чт. (1)
2017-09-07, Чт. (1)
2017-07-06, Чт. (1)
2017-06-15, Чт. (1)
2017-05-18, Чт. (1)
2017-04-20, Чт. (1)
2017-02-16, Чт. (1)
2017-01-12, Чт. (1)
2016-12-08, Чт. (1)
2016-10-27, Чт. (1)
2016-09-29, Чт. (1)
По авторам:
Все заголовки