Еженедельник «Военно-промышленный курьер»без даты Текст источника в новой вкладке

 
 
1. Не тот «Калибр»Пн., 20 нояб.[−]

«Воздействовать увещеваниями бесполезно, а вот укрепление наших ядерных сил в Европе вполне может помочь», – говорилось в проекте закона, подготовленного группой сенаторов во главе с Томом Коттоном.

По американским сведениям, пусковая установка «ракеты-нарушителя» имеет горб и длиннее, чем у «Искандера»

Среди предлагаемых конгрессменами мер – повышение расходов на создание средств активной защиты от такого рода оружия, разработка собственных систем средней дальности, передача их союзникам США в Европе и приостановка выполнения договоров о сокращении наступательных вооружений.

«Если Россия собирается тестировать и размещать крылатые ракеты средней дальности, логика вынуждает нас ответить, – грозит Коттон. – Мы предлагаем этот закон, чтобы обозначить четкие и твердые границы для безудержной российской агрессии». Если верить американским источникам, наша страна долгое время в нарушение ДРСМД испытывала крылатые ракеты наземного базирования с дальностью свыше 500 километров и уже поставила два дивизиона (по четыре машины в каждом) на боевое дежурство.

Подобные обвинения раздаются с 2007 года, но ни один официальный представитель США пока не сообщил, о какой именно ракете идет речь. В свою очередь Москва неоднократно предъявляла Вашингтону законные претензии. Под действие РСМД формально подпадают американские ударные беспилотники, пусковые установки Mk-41, размещенные в Румынии, а также КР JASSM-ER, переданные Польше.

Есть место подвигу

В Вашингтоне начали активно рассматривать возможность пересмотра договора в марте-апреле 2017 года. Соответствующее заявление главы Тихоокеанского командования США Гарри Гарриса прозвучало вскоре после опубликования очередного доклада Госдепартамента, в котором утверждалось, что Москва продолжает нарушать условия соглашения и проводит испытания нового типа КРНБ. Адмирал заявил в сенате, что США могут и не выходить из договора, однако должны пересмотреть его условия. К тому же такие страны, как Китай, Иран и Северная Корея, соглашение не подписывали и сейчас активно развивают свои ракетные программы.

Не тот «Калибр»
Фото: gazeta.ru

В докладе Госдепа «О соблюдении международных соглашений в области контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения» сообщается, что США якобы с 2013 года выражают беспокойство в связи с деятельностью РФ в этом направлении и передали Москве «более чем достаточно информации». В частности, индекс подвижной пусковой установки (ПУ), названия предприятий, участвующих в производстве и разработке новой ракеты и ПУ, а также сведения об истории испытаний, в том числе координаты точек запуска. Уточняется, что речь не об Р-500 для комплекса «Искандер», которая уже всем хорошо известна.

Но заместитель главы МИДа РФ Сергей Рябков в апреле 2017 года заверил, что сигналы с американской стороны «очень отрывочные, фрагментарные и недокументированные», вроде «слива» в New York Times, где речь якобы о SSC-8 (в российской классификации – 9М729).

Эту же ракету упомянул и старший научный сотрудник Института ООН по исследованиям в области разоружения Павел Подвиг, добавив, что она может быть «наземным вариантом «Калибра». Но если это так, то где-то должна существовать мобильная пусковая установка. По сведениям из американских источников, у ПУ для «ракеты-нарушителя» есть «горб» (hump) и она длиннее, чем установка стандартного «Искандера». Только ПУ никто не видел».

Председатель совета ПИР-Центра генерал-лейтенант в отставке Евгений Бужинский иначе расставил акценты: «Может, мы действительно что-то и испытали. Но таким образом американцам был послан четкий сигнал, что наглое нарушение ими договора без ответа не останется». В первую очередь эксперт имеет в виду развертывание американской стороной в Румынии наземных ПУ Mk41 системы Aegis Ashore. На земле, как и на море, в ее контейнеры могут загружаться ударные средства, что запрещено договором. «Не очень понятно, почему, когда Mk41 стоит на корабле, она может запускать «Томагавки» (то есть высокоточные КРБД), а если ее перемещают с палубы на землю, то уже не может»? – справедливо ставит вопрос Бужинский.

Москву не устраивает использование БРСД как мишеней при испытаниях систем ПРО США, а также применение беспилотников. Формально нарушений вроде нет. У США есть интерпретация легальности своих действий, которую они готовы отстаивать. Что касается беспилотников, они, мол, не подходят под определение КРНБ по той причине, что не «запускаются» (launch, именно этот термин использован в тексте договора на английском языке), а «взлетают» (take-off). Но все это игра слов, за которой США пытаются скрыть существо вопроса.

По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, у России и США остаются вопросы друг к другу по Договору РСМД. РФ заинтересована в его сохранении, но без нарушений со стороны американских партнеров. Характеризуя принятое сенатом решение выйти из договора, глава МИДа РФ отметил, что это «можно сделать и без всякой поправки, без конгресса», поскольку предусматривается любой договоренностью, в том числе ДРСМД. «У нас есть подозрения как минимум по трем позициям в том, что у американцев создаются боевые системы, которые нарушают или могут нарушить обязательства, взятые по договору. Мы честно эти озабоченности предъявили, – заявил Лавров после встречи с госсекретарем Рексом Тиллерсоном. – Американцы нам тоже предъявляют претензии, но не могут конкретно обосновать, что их встревожило».

На грани доверия

Аналитики пытаются просчитать развитие отношений России с США и основными американскими союзниками хотя бы на пять лет вперед. Ожидаются взаимные претензии и недоверие. Прогнозируется, что Россия не совершит акта агрессии против НАТО и не оккупирует какие-то территории стран альянса, если, конечно, не будет провокаций против нее. Однако западники не исключают отдельных столкновений и вооруженных инцидентов вдоль нашей границы, простирающейся от Арктики до Черного моря или в другом регионе. Вероятно, некоторые конфликты будут проходить с опорой на ядерное оружие, которое рассматривается обеими сторонами как средство взаимного сдерживания. В локальном масштабе, в обстановке быстрого принятия решений преимущество останется за Россией. Не исключены гибридные боевые операции. Но в ряде случаев ситуация будет разворачиваться не в пользу России, причем риск достаточно велик. Наша страна может понести большие боевые потери, чем Запад.

Контролировать ситуацию в таких условиях чрезвычайно трудно, но необходимо. Главное – предотвратить инциденты с втягиванием в действия военной авиации и флотов.

Однако не исключены ситуации, когда стороны могут договориться. При этом они должны быть уверены, что каналы связи между ними функционируют нормально, включая контакты между сторонами на военном уровне. Аналитики предлагают создать специальные группы, составленные из доверенных и компетентных лиц, представляющих интересы обеих сторон. Контактеры должны быть способны немедленно включиться в конфликтную ситуацию и уметь провести конструктивные переговоры по спорным проблемам, в том числе по установлению стратегической стабильности.

Теоретически Москва может взаимодействовать с Вашингтоном и его союзниками. Но переговоры с Россией состоятся только на равноправной основе, предупреждают аналитики, оговариваясь, что подобный подход при нынешней американской администрации и Трампе маловероятен. Тем более от Запада потребуется отказ от идеи принятия в НАТО Украины, Молдавии, Грузии или любых других бывших республик Советского Союза, как и предоставления им нейтрального статуса.

Управление любым международным кризисом эффективно лишь при объединении усилий под наблюдением СБ ООН и с учетом того, что Россия – постоянный член Совета Безопасности с правом вето. Восстановление нормальных экономических отношений и связей возможно только при разрешении донбасской проблемы на основании Минских договоренностей. Здесь надо искать взаимоприемлемые решения, взяв за точку отсчета признание Крыма неотъемлемой частью России, считают аналитики.

Возможно, кто-то полагает, что претензии Москвы больше процедурные. Но однозначно: Совет Безопасности ООН – единственная организация, которая может устанавливать международные правила игры. После разрыва отношений между Вашингтоном и Москвой, который случился в 2014 году, мало кто ожидает, что Запад предоставит РФ большее пространство для действий. Конфронтация все глубже. Но Соединенные Штаты переоценивают свое положение в Европе и Восточной Азии, а западные санкции так ни к чему и не привели. Более того, благодаря им Россия начала уделять больше внимания региональным и субрегиональным контактам: БРИКС, ШОС, ЕАЭС, ОДКБ и другим.

Конкретные результаты будут во многом зависеть еще и от успехов в российской экономике. И все-таки уже сегодня можно сделать однозначный вывод: США из Договора РСМД не выйдут, потому что негативных последствий от активной гонки производства ракет среднего радиуса действия будет гораздо больше, чем позитивных результатов.

Справка «ВПК»

ДРСМД стал выходом из ракетного кризиса, разразившегося в Европе в конце 70-х – начале 80-х годов. США и СССР разместили на границах своих блоков сотни ракет с подлетным временем до объектов критической инфраструктуры семь-восемь минут. Итогом напряженных консультаций на различных уровнях стало соглашение о запрете размещения, разработки и использования подобных ракет (дальностью от 500 до 5500 км) в Европе. Согласно договору под нож шли советские баллистические РСД «Пионер» (СС-20), Р-12 (СС-4), Р-14 (СС-5) и КРНБ РК-55 (С-Х-4), а также меньшей дальности – ОТР-22 (СС-12) и ОТР-23 (СС-23). США должны были ликвидировать БРСД «Першинг-2», КРНБ BGM-109G («Томагавк»), а также РМД «Першинг-1A». Устанавливался срок: РСД – три года, РМД – полтора. Способы уничтожения – подрыв или прожиг ступеней. В первые шесть месяцев после вступления договора в силу допускалась ликвидация до ста РСД методом пуска. Через полтора года каждая из сторон уничтожила все свои ракеты меньшей дальности (500–1000 км) и их ПУ, а также связанные с ними вспомогательные сооружения и оборудование. Спустя три года были ликвидированы также РСД (1000–5500 км). В итоге СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов (из них около половины не находилось на боевом дежурстве), а США – 846.

Григорий Яковлев,
профессор Академии военных наук, генерал-майор

#Thomas (Tom) Cotton #Harry Harris #Tomahawk

Комментарии

2. В бой на «Матильде» – «английском хламе»Вс., 19 нояб.[−]

Прямо скажем, восторгов у советских танкистов единственный танк Второй мировой, названный женским именем (пехотный танк Mk.II «Матильда II» (англ. Tank Infantry Mk.II «Matilda II»), A12 — средний пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны), не вызывал ни в одной из своих модификаций.


В танковой бригаде не приходится тужить


Леонид Падуков – один из тех советских танкистов, которым довелось воевать на «Матильде» командиром танка, взвода и роты (сайт «Я помню»). Вот как ему запомнилась война на этой машине:


«В начале 1942 года нас отправили в Горький для получения боевой техники. Получили мы не те танки, которые изучали на курсах в Казани, а английские «Матильды». Расконсервировали. Я принял свой первый экипаж. Механиком-водителем был Вася Артамонов, заряжающим татарин Ринат Хазбиулин – очень сообразительный и трудолюбивый, наводчиком орудия был младший сержант Золотухин.


Экипаж начал осваивать танк. В основном отрабатывались навыки вождения на танкодроме. Сколачивание роты заняло недели две. А потом пришел приказ четыре танка в Москву. Командир роты отобрал четыре лучших экипажа, в том числе и мой и поехали мы в Москву. В столице нас встретили командир 172-го батальона 202-й танковой бригады и его заместитель по технической части. Оказалось, что в одной из рот этого батальона недоставало именно четырех «Матильд».


Довелось убедиться в том, насколько полезен зенитный пулемет, установленный на британском танке:
«В апреле эшелоном прибыли на станцию Верховье Орловской области. Танковая бригада была подчинена войскам 48-й армии Брянского фронта. Только приступили к разгрузке, как налетели «Юнкерсы». В бригаде была зенитная батарея. Ее 4 орудия и 20 зенитных танковых пулеметов открыли огонь и сбили один самолет. Остальные разгрузились мимо станции. Разумеется, все попытались записать сбитый самолет на свой счет, но кому его в итоге приписали, я не знаю».


За время марша выяснилось, что гусеницы «Матильд» скользят на склонах. Техникам пришлось наваривать через трак «шпоры», которые улучшили сцепление гусениц с грунтом.


Выезды на боевые стрельбы проводились раз в неделю


202-й танковой бригаде не пришлось, как это, увы, часто бывало на войне, сразу с марша идти в атаку: «Активных боевых действий бригада не вела. В основном приходилось готовить позиции на танкоопасных направлениях. А это значит, за ночь нужно вырыть окоп для танка и к утру его там замаскировать. Таких рубежей обороны на участке 48-й армии было оборудовано более восьми! Ладони превратились в сплошную мозоль. Помимо этого сделали полигон и отрабатывали на нем вождение, взаимозаменяемость членов экипажа. Командиры танков, помимо того, что должны были отлично стрелять из пушки и пулемета, знать хорошо средства связи, должны были научиться управлять танком не только днем, но и ночью, уметь преодолевать крутые подъемы и спуски. Заряжающие – уметь хорошо стрелять из танкового оружия, чтобы в любой момент могли заменить наводчика орудия. Командирам подразделений и офицерам штаба ставилась задача изучить азбуку Морзе и уметь работать ключом. Выезды на боевые стрельбы проводились раз в неделю. В итоге некоторые заряжающие вели огонь их танкового оружия не хуже наводчиков».


Для 1942 года – просто роскошные условия для подготовки бригады к бою. Даже в 1943 - 45 годах нечасто танковая часть имела несколько месяцев для освоения техники и обучения личного состава.


Подготовка к бою местного значения


Командование 202-й бригады сполна использовало возможность обучить личный состав. И первая атака бригады была подготовлена очень тщательно, не наспех:


«В сентябре 1942 года в районе Сутолка Орловской области мы пошли в свою первую атаку. Это была одна из тех операций, которые в сводках называют «бои местного значения». Необходимо было улучшить позиции, так как противник, занимая господствующие высоты, просматривал наши боевые порядки на значительную глубину.

Подготовились основательно: изучили маршруты выхода танков из района сосредоточения к рубежу атаки, направление движения каждого танка в атаке, решили вопросы взаимодействия, расположение проходов в минных полях. Выезды на рекогносцировку маршрутов движения до переднего края обороны противника делались скрытно, офицеры одевали общевойсковую форму. Запрещалось носить танковые шлемы и комбинезоны. Надо было сохранить полную скрытность от наблюдения противника, усыпить его бдительность, создавая видимость, что мы на этом участке совершенствуем свою оборону. Необходимо было сохранить тот режим окопной жизни, который и был. А это непростая задача».


Техническое состояние машин поддерживалось на должном уровне: «Перед выходом батальона все танки были проверены. Командиры подразделений доложили по команде о готовности к маршруту. Прямо перед выходом Вася Артамонов, проверяя крепеж топливного насоса свернул один из болтов. Крепеж насоса был в труднодоступном месте, и мы долго ковырялись, пытаясь вставить этот болт».


Спасительная карточка кандидата в члены ВКП (б)


Вот только победоносной атаки, несмотря на грамотную подготовку, не получилось:


«В ночь на 11 сентября бригада вышла на исходные позиции для атаки и в 6.30 утра после короткой артподготовки пошла в наступление. Первую полосу преодолели без особого сопротивления. Мой танк шел правофланговым в боевом порядке роты. Справа никого не было, кроме пехотинцев. Мы преодолели вторую траншею, приближались к третьей, ведя огонь по противнику. Вдруг – удар, танк дрогнул и стал произвольно делать разворот. Миной были повреждены и разбиты несколько траков гусеницы.


Я, механик-водитель и заряжающий вышли из танка, а наводчик остался прикрывать нас огнем из пулемета. Достали с башни запасные траки, отсоединили разрушенные траки от гусеницы и подсоединили запасные. Ослабив правый ленивец, натянули траки тросом. Быстро устранили неисправность. В это время по нам начали бить из миномета. Разрыв.


Осколки вошли в грудь и в руки. Как потом выяснилось, осколок, который летел в сердце ударился о стальную пластину, которую мы, танкисты, всегда носили в левом нагрудном кармане гимнастерки, порвав карточку кандидата в члены ВКП(б) Так что эта пластинка спасла мне жизнь. Кровь хлынула из большой раны выше колена. Я крикнул, что ранен. Ринат достал аптечку и выскочил из танка. Оттащил меня в воронку, в которой уже собрались раненые пехотинцы. Артамонов, закончив устранение неисправности, продвинул танк вперед до укрытия и вышел из него. Подошел ко мне и спросил: «Ну как дела, командир?» - «Вася, идите в бой. Золотухин принимай команду». Уже в госпитале, врачи установили, что у меня было шестнадцать ран. Многовато для первого раза…


На краю воронки лежал раненый солдат, тело которого крупным осколком рассекло пополам. Голова и туловище его находились в воронке, а ноги вверху. Он был еще жив, все просил: «Товарищ лейтенант, пристрелите меня». Ну что я мог сделать? Ему дали глоток воды из фляжки, чтобы утолить жажду, которая всегда возникает в предсмертной агонии. Последнее, что он сказал: «Друзья мои, я умираю, отомстите врагу…» Подошли санитары. Они, оказав помощь всем, кто находился вблизи танка и стали по ходу сообщения эвакуировать раненых в тыл.


После войны я уже узнал, что в том первом бою 2 человека были убиты и 6 получили ранения. Было подбито два танка, которые после ремонта вновь были восстановлены и введены в строй».


Хотя атака оказалась неудачной, потери танкистов в ней, по крайней мере, оказались невелики.


«Матильды» увязли в снегу


После излечения в госпитале, в декабре 1942 года Падуков вернулся в бригаду. Наступать снова ей довелось в феврале 1943 года: «Ночь перед боем прошла быстро. В восемь утра артиллерия дала короткий огневой налет и танки пошли вперед. Как только прошли передний край нашей пехоты, которая за ночь вышла к высоте, на которой погиб Войтов, стрелки поднялись вслед за танками. Глубокий снег не давал «Матильдам» с их низким клиренсом развить скорость. При подходе к населенному пункту Гранкино танки увязли в снегу, которого в низине было еще больше. Тем не менее танки роты, наступающие на правом фланге, вышли к Гранкино, а танки взвода Мунштукова попали на минное поле. Немцам удалось огнем уложить пехоту в снег, отрезать от танков. Вскоре связь с танками роты прекратилась. Из атаки они не вышли, а пехота продвинуться вперед не смогла. Ночью судьбу танков попытались установить разведчики. Им удалось пройти через передний край противника, осмотреть подбитые машины, но живых танкистов разведка не обнаружила. Через два дня командование, подтянув резервы и артиллерию, после тщательно проведенной рекогносцировки и надлежащей подготовки к бою повторило атаку. Артиллеристы подавили огневые точки врага и, когда танки и пехота пошли в атаку, то противник вяло вел неорганизованный огонь. Через 35-40 минут после начала наступления танки и пехота вошли в деревню Гранкино. Вскоре атакующие танки и пехота ворвались в населенный пункт Лазарево, а затем мы взяли Никитовку. Пошли в направлении Павлово, Ясенок, Дмитриев-Льговский, Севск. Взять город не получилось – выдохлись. Подвоз практически прекратился. Приходилось сливать горючее с неисправных танков, чтобы заправить исправные машины. В танках практически не осталось снарядов. Вскоре нас отвели на переформирование и пополнение.


Созданная в бригаде комиссия по расследованию причин гибели экипажей в Гранкино под председательством начальника штаба бригады подполковника Варламова установила, что танки взводов Лобова и Мунштукова в большинстве своем подорвались на минном поле непосредственно перед деревней. Танки, наступающие на правом фланге роты, уже в самом населенном пункте были подбиты огнем противотанковых орудий».


Прямо скажем, опыт использования «Матильд» 202-й бригадой никак не впечатляет. Бригада участвовала в боях после длительного обучения и тщательной подготовки, ее не бросали спешно «затыкать дыру». Ей, судя по описанию, не пришлось сталкиваться с немецкими танками. Но результаты нечастых атак на «Матильдах» победоносными никак не назовешь.


Понятно, почему Леонид Падуков так описал завершение использования «Матильд» в своей части: «После зимних наступательных боев… весь английский хлам, что остался от зимних боев, передали и получили Т-34».


За фальшборты набивалась грязь и корни деревьев


Но в 1943 году не все танковые части РККА избавились от «Матильд». Герой Советского Союза Дмитрий Лоза – один из тех, кому пришлось их «донашивать» во второй половине 1943-го.


Впечатления от «Матильды» опять-таки остались безрадостные:


«Наша 233-я танковая бригада 17 сентября была введена в бой на правом берегу реки Десна. Наступление на Рославль развивалось медленно. Во-первых, противник сопротивлялся отчаянно, а во-вторых, танки «Матильда» для действий в лесисто-болотистой местности оказались абсолютно непригодными. Эти машины предназначались для использования в пустынях Африки. Какая «умная голова» в Москве решила их сюда направить — осталось загадкой.

Дело в том, что у названного английского танка ходовая часть полностью закрыта фальшбортом с рядом «окошек» небольшого размера в его верхней части. В пустыне через последние с траков свободно сыпался песок. В смоленских лесах и болотах за фальшборты набивалась грязь и корни деревьев. Гусеницу практически заклинивало. Даже мотор глох. Приходилось через каждые 4–5 километров останавливаться и очищать ходовую часть ломом и лопатой».
К 1943 году «Матильду» иначе, как «английский хлам» назвать было невозможно. Не зря их производство в 1943-м было прекращено, а СССР тогда же отказался от их поставок по ленд-лизу. Очень мощного для своего времени бронирования «Матильды», ее главного достоинства, было уже явно недостаточно для успеха в бою. А явная неприспособленность британского танка к использованию в России была совершенно очевидной.


Максим Кустов

Комментарии

3. Т-84 БМ «Оплот» - танковый «Франкенштейн» НезалежнойСб., 18 нояб.[−]

В качестве доказательства сего приводится «гордость украинского танкостроения, «лучший танк в мире» Т-84 БМ «Оплот». Не смотря на то, что это «чудо-оружие» принято на вооружении ВСУ еще в 2009 году, в распоряжении «захистников батькивщины» этих машин не густо.


Обиженные тайцы


Большая часть продукции украинского ВПК традиционно шла на экспорт, и даже с началом войны в Донбассе ситуация не слишком изменилась. Вот и большинство «Оплотов», которые выпускала украинская промышленность, шли на экспорт, несмотря на громкие скандалы, сопровождающие поставки этих машин за рубеж.


Знаковый инцидент произошел с экспортом «лучшего в мире танка» Таиланду полтора года назад. Очередная партия из десяти новых украинских танков «Оплот-Т» прибыла на таиландскую военно-морскую базу «Саттахип» 21 мая 2016 года, и в СМИ появились сообщения о недовольстве тайских партнеров Украины.


Дело не только в том, что контракт фактически провален, поскольку 49 танков должны были быть переданы покупателю еще три года назад (на тот момент было доставлено только 20 машин). Украинцы так же сорвали сроки поставок боеприпасов к танкам, а сами «Оплоты» вызывают массу претензий по качеству изготовления.


Танковый каннибализм


Собственно, другого ожидать трудно – ведь «Оплот-Т» в том виде, в котором его получают тайцы, представляет собой не новую машину, а результат «технического каннибализма», для которого в качестве донора выступил старый советский Т-80.


То есть из нескольких старых танков собирают один «новый». Речь о глубокой модернизации, как утверждают украинцы, при которой от старой машины берут, скажем, корпус, и наполняют его новыми агрегатами и оборудованием, не идет.


Впрочем, это даже не «каннибализм», а скорее «трупоедство», поскольку «новейшие танки», как их именуют украинские СМИ, создаются из останков техники 4-5-й категории хранения. То есть, из того, что находится под открытым небом на «танковом кладбище», поросло травой и просто не было вовремя отправлено на переплавку.


По сообщениям украинских СМИ на складах есть несколько сотен двигателей для Т-80 -ГТД-1000Т, различной степени сохранности, из которых вполне можно собрать оставшиеся до выполнения контракта 29 штук. Сколько проработают эти «Франкенштейны» после такой «капиталки», сказать трудно.


К этому добавим, что и орудийные стволы «Оплотов» тоже сняты с «трупов» - Украина так и не сумела освоить их производство.


Бездарно утраченное советское наследство


Напомним, что Украина унаследовала от СССР один из самых мощных военно-промышленных комплексов, уступающий только российскому. На начало 90-х годов в УССР работало 3594 предприятия оборонного и двойного назначения со штатом примерно 3 млн человек. В чисто военном производстве было задействовано порядка 700 предприятий – с совокупной занятостью 1,45 млн человек. Но уже в 2013 г. в стране оставалось порядка 140 различных базовых предприятий военно-промышленного комплекса. Сегодня же технологическая деградация украинского ВПК так глубока, что Украина не смогла наладить даже производство двигателей 5ТДФ для своих основных танков Т-64, которые ранее сама и выпускала.


Запасы же ликвидного старья на складах Украины подходят к концу, тем более что у экспортеров есть серьезный конкурент – война на Донбассе, с изрядным аппетитом поглощающая военную технику.


Борис Джерелиевский

Комментарии

4. Бой гидросамолетов: советская «Каталина» против немецкого «Гамбурга-138»Пт., 17 нояб.[−]

Сергей Пасечник – один из тех немногих, кто участвовал в таком редком «гидросамолетном бою». С мая 1944 года он служил в 18-ой отдельной морской разведывательной авиационной эскадрилье ВВС Черноморского флота, которая летала на ленд-лизовских летающих лодках «Каталина» (сайт «Я помню»): «В нашу часть входило 10 «Каталин», базировалась авиаэскадрилья в городе Поти. Меня включили в экипаж капитана Константина Ивановича Князева, в который входили два летчика, техник, штурман, два воздушных стрелка на боковых пулеметах «Браунинг» и стрелок-радист в носовой башне – всего семь человек. Самыми удобными для стрельбы были боковые огневые точки – обзор лучше, пулеметы имели большие пулеметные ленты по 1200 патронов и калибр 12,7мм (калибр носовых пулеметов – 7,62 мм), поэтому на боковых пулеметах всегда летало два стрелка».


Справка


ПБЮ-5А «Каталина» (англ. PBY-5A «Catalina» (1936)) — морской патрульный бомбардировщик (летающая лодка) фирмы Консолидейтед (PB — патрульный бомбардировщик, Y — индекс фирмы Консолидейтед, 5 — порядковый номер конструкции, A — Амфибия).


Максимальная скорость: 314 км/ч
Крейсерская скорость: 201 км/ч


Задачи эскадрилья выполняла самые разнообразные. «Каталины» занимались сопровождением транспортных караванов и воздушной разведкой, искали наших летчиков со сбитых самолетов, «бродячие» морские мины, перевозили грузы и пассажиров. Несколько раз высаживали морских пехотинцев в Румынии и Болгарии.


«Гамбург-138» подобрался к нам снизу


А 21 августа 1944 года «Каталине», на которой служил стрелком старший краснофлотец Сергей Пасечник, довелось принять участие в необычном воздушном бою:


«Мы как раз вылетели на спасательную операцию по поиску летчика. «Гамбург-138» подобрался к нам снизу, уравнялся в скорости и собирался из носовой 20-мм пушки нас сбить, но так как наш экипаж сопровождали четыре «Киттихаука», мы его все вместе расстреляли. «Гамбург-138» затонул, экипаж выбрался из тонущего самолета на лодку, мы решили его подобрать, но командир звена истребителей по радио заявил: «Не разрешаю, вас собьют, а нас посадят! Я сейчас посмотрю, что там с вражескими летчиками». Прошел один раз над лодкой, обстрелял, и больше мы ее не видели. Вообще-то, сопровождавший летчик был прав – в нашем баке было несколько тонн горючего, при этом брони никакой, если бы кто-то из немцев вздумал выстрелить, мог бы легко подбить «Каталину».


Немецкий гидросамолет тоже разыскивал сбитого советского летчика, чтобы в плен захватить:


«Противник на своих самолетах «Гамбург-138» любил охотиться за нашими сбитыми летчиками. Они сидели на аэродроме вблизи острова Змеиный и смотрели за подбитием наших самолетов. Когда мы освободили Констанцу, то в тюрьме обнаружили свыше 200 пленных летчиков, штурманов и стрелков».


Пасечнику довелось вскоре получше рассмотреть «Гамбург -138», когда эскадрилья перебазировалась из Поти в Констанцу. Вот какое у него сложилось мнение об этих «летающих лодках»: «Неплохие машины. Но мы с ними крайне редко встречались, так как всегда старались избегать боевых столкновений. Мне единственный раз довелось увидеть в небе «Гамбург» в том самом бою, и больше мы с ними не сталкивались. У немцев были свои заботы, у нас – свои. В Констанце на второй день я побывал на «Гамбурге-138», захваченном на аэродроме. Он показался мне не таким хорошим самолетом, как «Каталина» – более грубым, топорным, что ли».


Истребители нас как цыплята курицу охраняли со всех боков


В том, что «Каталину» прикрывали четыре истребителя, ничего необычного не было. Их высоко ценили и очень надежно охраняли:


«Чаще всего нас сопровождали «Аэрокобры». Это были прекраснейшие истребители, я их считаю лучшими самолетами Великой Отечественной войны. Как говорили летчики, из отечественных истребителей с ней мог сравниться по тактико-техническим характеристикам разве что Як-3. В том полку, самолеты которого сопровождали наши «Каталины», были в основном ленд-лизовские самолеты: «Аэрокобры», «Тандерболты», «Спитфайры» и «Киттихауки». Из советских истребителей был только один Ла-7. Истребители нас как цыплята курицу охраняли со всех боков. «Каталина» – это очень дорогой самолет, за ее гибель летчики могли легко под трибунал угодить. Так что немецкие истребители далеко я видел, а близко – ни разу. «Аэрокобры» их к нам никогда не подпускали».


Зачем «Гамбург-138» пошел в безнадежную атаку, один против пяти?


Возникает вопрос – почему «Гамбург -138» атаковал советскую «Каталину», которую прикрывали четыре истребителя «Киттихаук»? Атака явно самоубийственная. Даже если бы атака немецкого гидросамолета на советский оказалось успешной, шансов потом уйти от 4 истребителей у него практически не было.


Справка


Одномоторный фронтовой истребитель/истребитель-бомбардировщик/истребитель-перехватчик ВВС РККА Curtiss P-40E («Киттихаук») Одноместный истребитель, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с закрытой кабиной с убирающимся шасси и хвостовым колесом. Самолеты P-40E серийно строились как для USAAF, так и для RAF под обозначением Kittyhawk Mk.I, последние отличались в некоторых деталях оборудования и поставлялись в СССР по программе ленд-лиза.


Максимальная скорость, км/ч – 582.
Крейсерская скорость, км/ч – 431.


Blohm & Voss BV.138 «Seedrache» (рус. Морской Дракон) — немецкий дальний гидросамолет-разведчик времен Второй мировой войны. У союзников получил прозвища «селедка» и «башмак» за характерную внешность. В СССР был известен под названием «Гамбург-138».


Скорость, км/ч у различных модификаций
Максимальная при нормальном весе (у воды) – 264, 288, 283.
Крейсерская – 248, 238, 234.
Наивыгоднейшая – 237, 200, 195.


Как можно было спастись от «Киттихауков», которые быстро догнали бы немецкий гидросамолет даже на крейсерской скорости?


Может быть, именно из-за безнадежности ситуации экипаж «Гамбурга-138» и решился на отчаянную атаку? Оказался внезапно тихоходный немецкий гидросамолет в непосредственной близости от четырех «Киттихауков», сопровождавших «Каталину». Собирались немцы спокойно поискать сбитого советского летчика – и вдруг ситуация для них радикально изменилась. Влипли, что называется, по полной программе.


А своих истребителей прикрытия, судя по описанию Пасечника, у «Гамбурга-138» вовсе не было. Что немцам оставалось делать – дожидаться атаки «Киттихауков»? Два из них могли остаться прикрывать драгоценную «Каталину», а еще два – заняться тихоходным немецким гидросамолетом.


И, по принципу, «пропадать, так с музыкой», попытались немцы атаковать советский гидросамолет, единственную возможную для них цель.


Разумеется, это только предположение. Точно объяснить смысл своей атаки «один против пяти» могли бы только сами немецкие летчики…


Максим Кустов

Комментарии

5. «Танки Ламанша» - Т-80 снова в строюЧт., 16 нояб.[−]

Однако в свете развала Восточного блока и разрушения Советского Союза, и приведшего к этим событиям «нового мышления» решение такого рода задач для наших Вооруженных Сил сочли неактуальным. И грозные боевые машины, внушавшие ужас нашим врагам ржавели никому не нужные под дождем и снегом на «танковых кладбищах».


Впрочем, помимо этих трагических памятников предательства национальных интересов, осталось и немало советской техники новой и после капитального ремонта на складах длительного хранения. Ее как морально устаревшую приговорили к утилизации, и была принята соответствующая федеральная целевая программа. ФЦП «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 годы и на период до 2020 года» предполагала демонтаж и последующую переработку около 10 тыс. единиц бронетанкового вооружения и техники советского производства, накопленного на базах хранения и высвободившегося после сокращения вооруженных сил и, как тогда считалось, не имевшего перспектив дальнейшего применения.


Однако складывающаяся в мире ситуация и совершенно открыто высказываемые в адрес нашей страны угрозы внесли серьезные коррективы в эти планы. Как заявил начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны генерал-лейтенант Александр Шевченко, в связи с тревожной международной обстановкой и увеличением объема боевой подготовки Российской Армии, утилизации будет подлежать только 4000 бронемашин. Остальные будут модернизированы – часть поступит в ВС России, часть пойдет на экспорт в союзные страны в рамках военно-технического сотрудничества.


«Бронестаричкам» меняют двигатели и оснащают «Ареной–Э»


Как отметил Александр Шевченко, в последнее время появились новые технические и технологические решения по глубокой модернизации устаревшей техники и превращению ее в современные образцы. И это действительно так. Например, ОАО «Муромтепловоз» разработал технологии модернизации, большинства образцов легкой советской бронетехники – ПТ-76, БТР 60-70-80, БТР-50 и БМП-1. А на базе МТЛБ создан целый комплекс боевых машин различного назначения. Свои способы модернизации техники предлагает тульское Конструкторское бюро приборостроения (КБП), группа компаний Metapol (Россия, Беларусь и Словакия), разработавшие боевые модули для БТР и БМП. Собственно в рамках модернизации идет замена бензиновых двигателей (как на БРДМ и БТР-60) на дизельные, увеличение их мощности, замена боевой части и усиление вооружения, установка тепловизионных и ночных прицелов, новейших систем связи, усиление защитного комплекса, в том числе и системами активной защиты, вроде «Арены-Э», и даже установка автоматических боевых модулей. Очень часто, от первоисточника остается только корпус и ходовая часть. Но, даже этот подход позволяет не только сэкономить значительные средства, и ускорить процесс перевооружения, но и резко повысить количество брони в войсках. Между прочим, большинство вариантов модернизированной техники прошли боевые испытания в условиях локальных конфликтов, в том числе в Сирии, и показали оправданность и успешность такого подхода. По сути дела, речь идет уже о совершенно новой, современной технике, с радикально улучшенными боевыми характеристиками.


Т-80 может работать практически на любой «горючке»


Модернизируют не только легкую технику. Сегодня известно, что для Вооруженных Сил будут модернизированы «танки первого удара» - Т-80. Эти машины с уникальными газотурбинными двигателями, способные идти со скоростью 70 км в час, создавались для прорыва обороны НАТО и броска к Ла-Маншу. Силовая установка Т-80 может работать практически на любой «горючке», от мазута до бензина, которую танкисты могли добыть где угодно – на АЗС, железнодорожной станции, в порту, даже на аэродроме.

Минобороны и Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» уже сформулировали требования к новому облику «реактивного» танка Т-80 (так его прозвали из-за характерного звука работы двигателя, напоминающего тот, что издает реактивный самолет). Он получит динамическую броню, активную защиту, новый прицельный комплекс, автомат сопровождения целей, а также боеприпасы повышенного могущества. И, что немаловажно – топливную экономичность. Напомним, что расход топлива у немодернизированного Т-80 достигает 8 литров на километр, что в 2-4 раза больше, чем у Т-90. В новом варианте, расход будет значительно снижен. Долгосрочный контракт на модернизацию был подписан на выставке-форуме «Армия-2017». И «Омсктрансмаш» начинает работу по приданию нового облика «танку Ламанша». По мнению специалистов, через эту программу может пройти до 3500 этих машин.


Как мы видим, провокационная и агрессивная политика Запада вызывает к новой жизни его главные кошмары периода Холодной войны, подзабытые сегодня. Бронированные армады, внушавшие ужас Европе, возвращаются на западные рубежи нашей Родины, наглядно показывая, что оборона России не будет пассивной.


Борис Джерелиевский

Комментарии

6. Истребители с вектором нефтиВт., 14 нояб.[−]

В этом году в работе салона, который берет начало в 1989 году, принимают участие 1150 компаний более чем из 50 государств. На статической экспозиции представлено 165 натурных экспонатов. Это самый солидный и хорошо организованный смотр авиационной техники в регионе Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки, на котором крупные национальные стенды развернули Великобритания, Германия, Иордания, Италия, Канада, Нидерланды, Объединенные Арабские Эмираты, Россия, Турция, Соединенные Штаты Америки, Украина, Франция, Швейцария и Швеция.

Обсуждение поставки Су-35 в Эмираты уже привело к серьезной игре на рынке боевой авиатехники

Ряд участников входят в пул ведущих мировых разработчиков и производителей боевой авиационной техники, нацеленных на продвижение своей техники именно в этом регионе. В последние годы в странах, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), – Бахрейне, Саудовской Аравии, Катаре, Кувейте, ОАЭ и Омане усилились тенденции на обновление и модернизацию имеющихся авиационных парков. Однако за последнее десятилетие регион пострадал от циклических экономических последствий глобального финансового кризиса 2008 года, что усугубилось резким спадом цен на нефть со 100 до 40 долларов и, серьезно сказавшись на национальных доходах, привело к сокращению бюджетов Министерств обороны.

Поскольку в регионе отсутствуют производственные возможности для разработки и производства боевой авиационной техники, требующей к тому же организации технического обслуживания, ремонта и модернизации, основная ставка делается на импорт. Ожидается, что в 2018 году в результате роста цен на нефть примерно до 65 долларов за баррель Кувейт, Катар и ОАЭ получат необходимые финансовые ресурсы для реализации своих планов по укреплению ВВС. А в предложениях по поставкам боевых самолетов в регион недостатка никогда не было.

Оружие США занимает центральное место в растущих военных возможностях ОАЭ. Закупки в Соединенных Штатах включают 80 истребителей F-16 в 2000 году и еще 30 в 2014-м. Кроме того, Эмираты заключили контракт на приобретение американской системы THAAD, запрос на которую был сделан в 2008 году и утвержден в конце 2011-го. Этот контракт стал первым на поставку системы за рубеж.

Однако, как и Саудовская Аравия, ОАЭ, похоже, пытаются диверсифицировать источники импорта вооружений и даже наращивать внутренние производственные мощности, видимо, в силу опасений по поводу политики США. ОАЭ уже давно заинтересовались покупкой истребителя пятого поколения F-35. Вместе с тем, указывается в аналитических исследованиях, возможная поставка этих истребителей Эмиратам могла бы в какой-то степени повлиять на безопасность Израиля и поколебать его военное превосходство над соседями. Потому вероятно, что США не будут продавать F-35 Эмиратам – по крайней мере еще несколько лет после того, как Израиль получит свои собственные F-35. Влиятельное израильское лобби в сенате и конгрессе США будет всеми способами препятствовать возможной сделке.

«Су»ровая реальность

В результате такой политики США Эмираты, очевидно, начали искать возможности приобретения перспективных боевых самолетов в другом месте, в частности в России. Как известно, весной 2017 года наши страны подписали соглашение о совместной разработке легкого истребителя пятого поколения, а также соглашение о намерении приобрести партию российских Су-35. Эти самолеты поколения «4++» великолепно показали себя в боевых действиях на Сирийском ТВД, они уже приобретены Китаем, планируются к поставке в Индонезию, занимая одну из самых высоких строчек в списке экспортируемой российской боевой авиатехники.

Истребители с вектором нефти
Летчик-испытатель ОКБ Сухого Сергей Чернышев. Фото Николай Новичков

Но в свете шагов руководства Эмиратов в сторону России экспертам, и это подчеркивается во многих выпускаемых на салоне авиационных изданиях, до сих пор неясно, намерены ли ОАЭ реально реализовать соглашение о приобретении российских истребителей или же в большей степени заинтересованы в получении уступок от США на закупку истребителей F-35 либо по другим возможным сделкам.

Во всяком случае российские предложения по продаже партии Су-35 переданы Эмиратам, а в Дубае ежедневно на статической экспозиции и в летной программе демонстрируется Су-35 с бортовым номером 58. Прибывший на салон заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин представил наследному принцу Абу-Даби, заместителю главнокомандующего вооруженными силами ОАЭ Мухаммеду бен Заиду Аль Нахайяну экспозицию Российской Федерации и, в частности, Объединенной авиастроительной корпорации, где высокого гостя проинформировали о преимуществах Су-35.

Не знаю, приводил ли Дмитрий Рогозин в своей беседе с наследным принцем реальные примеры боевого применения Су-35 в Сирии, но начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ – первый заместитель министра обороны РФ генерал армии Валерий Герасимов, выступая 7 ноября на открытом заседании коллегии Минобороны России, проинформировал, в частности, о действиях в Сирии летчика самолета Су-35С старшего лейтенанта Алексея Ведящего, который за один боевой вылет с высоты шесть тысяч метров уничтожил прямыми попаданиями один танк и пять пикапов ИГ (террористическая группировка, запрещена в РФ) с крупнокалиберными пулеметными установками.

В любом случае обсуждение поставки Су-35 в Эмираты уже привело к серьезной игре на рынке боевой авиационной техники, в которую включены военные, дипломаты и промышленники целого ряда стран.

Конкуренция по-американски

Истребители с вектором нефти

Как в дальнейшем поведут себя ОАЭ, смогут ли устоять под жесточайшим давлением, оказываемым на них Соединенными Штатами? В 2011 году Эмираты отказались заключать с французской «Дассо Авиасьон» сделку оценочной стоимостью 10 миллиардов долларов на приобретение 60 многоцелевых истребителей «Рафаль». По словам наследного принца Абу-Даби шейха Мухаммеда Бен Заида Аль Нахайяна, французская сторона не смогла устранить неконкурентоспособность и неприемлемость для Эмиратов коммерческих условий своего предложения. Планируемая сделка с французской стороной обсуждалась с 2008 года, однако уже накануне «Дубай эйршоу-2011» ее перспективы стали весьма призрачными, когда четвертый крупнейший нефтяной экспортер мира, каким являются ОАЭ, запросил детальную информацию о конкурирующем самолете «Тайфун» производства консорциума «Еврофайтер». Все ежедневные информационные издания на салоне обсуждали тогда противостояние «Рафаля» и «Еврофайтера» на ближневосточном авиационном рынке, в частности в ОАЭ.

Французская сторона не посчитала в то время подобное решение неудачей для себя. Как подчеркивал один из источников, близкий к подготовке сделки по продаже «Рафаля» Эмиратам, это часть переговорного процесса, и ОАЭ пытаются включить «Еврофайтер» в переговоры по цене. По мнению эмиратской стороны, французы, вместо того чтобы использовать потенциал двусторонних отношений для завершения сделки, пытались направить его на удержание цены, в связи с чем условия контракта не претерпели изменений более чем за год и не были улучшены по сравнению с другими. Так что США продолжат гнуть свою линию. Такое мнение в Дубае высказал Дмитрий Рогозин. «Работать здесь сложно, потому что на каждом углу чувствуется горячее дыхание американцев нам в спину. Всем известно, что они не собираются конкурировать с нами, как обычно, а планируют выкручивать руки нашим покупателям. Именно поэтому наше предложение должно быть лучшим и по цене, и по качеству. И только тогда оно сможет перебить наглую мохнатую руку, которая тянется и душит наших потенциальных партнеров», – подчеркнул Рогозин.

Спрос после Сирии

Рособоронэкспорт планирует поставить в этом году за рубеж продукции военного назначения на сумму около девяти миллиардов долларов. «Мы отмечаем резкий скачок спроса на боевую авиацию. Ее доля в общем объеме поставок Рособоронэкспорта в 2017 году превысит 50 процентов, – отметил в Дубае генеральный директор компании Александр Михеев. – По нашим прогнозам, общемировой тренд на повышение спроса на боевую авиацию и средства ПВО в среднесрочной перспективе сохранится. Россия закрепит и даже улучшит свои лидирующие позиции на этом рынке. Благодаря выводу на него перспективных конкурентоспособных образцов компания вполне обоснованно ожидает роста объема заказов в первую очередь со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Арабского Востока и Латинской Америки».

По словам Михеева, за последние пять лет ежегодная доля поставок данной продукции в общем объеме экспорта компании составляла не менее 40 процентов. Среди всей номенклатуры российских вооружений и военной техники, продвигаемых спецэкспортером, наибольшим спросом пользуются многоцелевые истребители, боевые и транспортно-боевые вертолеты, бронетанковая техника, артиллерия, зенитные ракетные системы и комплексы ПВО, радиоэлектронные средства. Кроме того, в последние годы получили развитие проекты, связанные с продажей лицензий, выполнением совместных опытно-конструкторских работ и деятельностью в космосе.

Основная доля поставок Рособоронэкспорта приходится на страны Северной Африки, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Среди традиционных партнеров, которые стабильно закупают российскую продукцию военного назначения, выделяются Индия и Китай. В перечень продукции военного назначения, предлагаемой сегодня Рособоронэкспортом на мировом рынке, входит большое количество образцов российского оружия, успешно испытанных в Сирии. Это авиационные, военно-морские и сухопутные системы, традиционно пользующиеся спросом. После демонстрации возможностей этих систем в Сирии интерес к ним у иностранных заказчиков существенно возрос.

Николай Новичков,
кандидат технических наук
Основные итоги Dubai Airshow 2017 - в следующем номере «ВПК».
Комментарии

7. Хуже, чем на «Потемкине»Вт., 14 нояб.[−]

21 августа эсминец «Джон Маккейн», следуя Малаккским проливом, столкнулся с танкером. 17 июня возле японской базы «Сидзуока» другой корабль того же класса – «Фицджеральд» угодил под филиппинский контейнеровоз. Погибли 17 моряков.

Флот, который построил свифт

Первой женщине-командиру ракетного крейсера припомнили постоянные оскорбления подчиненных, ненормативную лексику и даже мордобой

Уже эти факты наводят на мысль, что вовсе не отсутствие перспектив продвижения по службе стало поводом для увольнения с флота такого ревностного служаки, как Скотт Свифт. А чего стоит шумиха в прессе, поднятая крейсером «Шайло». Его экипаж пожаловался на невыносимые условия службы и дурное обращение со стороны командования. По словам матросов, они испытывают моральное и физическое истощение, задумываются о самоубийстве и молят Бога, чтобы Вашингтон не вступил в войну с КНДР, иначе флот распишется в полной небоеспособности. Американское специализированное издание Navy Times приводит высказывания доведенных до отчаяния военнослужащих. «Что-то ужасное случится, и это лишь вопрос времени», – предупреждает один. «Наш корабль – плавучая тюрьма», – отмечает другой. «Я молюсь, чтобы нам никогда не пришлось сбивать северокорейскую ракету, потому что тогда вся наша неэффективность выйдет наружу», – сетует третий.

Это оценки из анонимных опросов об атмосфере на крейсере, который до недавнего времени находился под командованием адмирала Адама Эйкока. Корабль, базирующийся в Японии, представляет собой ключевой элемент тихоокеанской миссии ВМС США, призванной «сдерживать КНДР и противостоять усиливающимся флотам России и Китая», иронизирует Navy Times. И подобные комментарии, по информации издания, далеко не уникальны. Каждый опрос насчитывает сотни страниц, на которых члены экипажа рассказывают о не справляющихся со своими обязанностями офицерах, отчаянии и опасениях за жизнь из-за недостаточного внимания к ремонту корабля, физическом истощении, желании покончить с собой. Таковы суровые будни 7-го флота США. «Все это напоминает гонку, которая должна выяснить, что сломается раньше: корабль или команда», – констатирует один из членов экипажа «Шайло».

Карцер тоже каюта

В опросах одним из главных виновников называется адмирал Эйкок. Матросы боялись его, потому что за малейшую промашку им грозил корабельный карцер. Даже офицеры «были так напуганы, что не могли принимать самостоятельных решений». Непосредственным начальником Эйкока в 70-м оперативном соединении был контр-адмирал Чарльз Уильямс, в сентябре отправленный в отставку.

Надзорные органы давно предупреждали о кризисе на флоте, но проблемы привлекли общественное внимание только после ЧП с эсминцами «Фицджеральд» и «Джон Маккейн». Примечательно, пишет Navy Times, что один из респондентов обозначил главную проблему так: «Члены экипажа, особенно руководство, измотаны, подавлены и истощены, поэтому они не могут действовать эффективно».

О «Шайло» заговорили летом этого года, когда на корабле пропал матрос Питер Мимс. После его исчезновения моряки связались с Navy Times и выразили обеспокоенность по поводу обстановки на крейсере, квалификации его командования и положения экипажа. Издание на основании закона о свободном доступе к информации подало заявку на предоставление результатов последних исследований о моральном состоянии матросов. Капитан первого ранга в отставке Рик Хоффман, командовавший фрегатом «Де Верт» и крейсером «Хью Сити», признался, что он в шоке от разделов доклада, где говорится об адмирале Эйкоке и его стиле руководства. «Сверхурочные работы, отсутствие общения и связи, мелочные придирки, недостатки в системе командования. Экипаж доводили до изнурения, и конца этому не было видно». Опросы показывают, что ВМС не сделали никаких выводов из прежних случаев отвратительного командования, заявил капитан первого ранга в отставке Ян ван Толь, который во время службы командовал несколькими боевыми кораблями, в том числе из состава сил передового базирования 7-го флота, дислоцированных в Японии.

Избиты капитаном в юбке

В США вспоминают случай с капитаном первого ранга Холли Граф. Кстати, крейсер «Каупенс» под ее командованием в мае 2009 года посетил с дружественным визитом Владивосток – нашу главную ВМБ на Тихом океане.

Потомственная морячка, выпускница военно-морской академии США была с позором изгнана с флота за жестокое обращение с экипажем.

Официальным поводом стала погоня крейсера «Каупенс» за эсминцем «Фицджеральд». Эта история, имевшая место в конце 2009 года, едва не закончилась столкновением кораблей. Граф запретила команде дать аварийный сигнал, когда расстояние до эсминца было менее 100 метров, чем подвергла свой экипаж смертельному риску. При увольнении капитану припомнили постоянное унижение и оскорбление подчиненных, использование ненормативной лексики и даже мордобой. А Холли Граф, первая женщина-командир ракетного крейсера, естественно, доказывала, что всего лишь стремилась поддерживать на корабле дисциплину и боеготовность.

Случаи увольнения командиров кораблей и подводных лодок на ТОФ США с формулировкой «За действия, несовместимые с их служебным положением и порочащие звание офицера» не всегда получают огласку, но совершенно очевидно, что они нередки, а ситуация с крейсером «Шайло» типична для всего 7-го флота.

Анатолий Иванько,
директор Центра анализа геополитики, войн и военной истории
Комментарии

8. По команде из СССРВт., 14 нояб.[−]

Именно в середине 80-х годов была заложена основа современной военной реформы. Но если в России о Николае Васильевиче помнит лишь ограниченный круг специалистов, то во многих зарубежных профильных изданиях в публикациях, посвященных нашим военным реформам, фигурирует такое понятие, как «Наследие Огаркова». Попробуем разобраться, что это такое.

Инженерный подход

30 октября исполнилось 100 лет со дня рождения Николая Васильевича Огаркова. За свою военную карьеру он прошел сложный путь от полкового инженера до начальника Генерального штаба и Маршала Советского Союза.

К 1993 году СССР должен был получить объединенные стратегические силы, которые могли и обнаружить, и отразить нападение, а затем нанести противнику поражение

Что особо примечательно, Огарков не общевойсковой офицер, хотя в 1938 году он и поступил в пехотное училище, но быстро был переведен в Военно-инженерную академию. И долгое время после ее окончания занимал различные должности, связанные с фортификацией. Такая карьера нетипична для Советской и Российской армии. Руководящие должности в Генштабе и Минобороны занимают преимущественно общевойсковики.

В конце 70-х – начале 80-х Огарков начал разрабатывать концепцию «Стратегическая наступательная операция на театре военных действий». За достаточно громоздким названием крылось революционное изменение взглядов на современную войну.

Во-первых, по мнению ее разработчиков, роль ядерного оружия снижалась, его место начало занимать высокоточное. Во-вторых, прогнозировалось, что даже масштабные столкновения будут очень скоротечными. Поэтому проводить стратегические операции надо одновременно на всю глубину театров военных действий. Вести такие операции должны, если говорить современным языком, разнородные группировки сил и средств. В-третьих, для ведения боевых действий нужны командования, которым подчиняются все силы и средства на ТВД, в том числе флот, ВВС и ВДВ.

Формированию новой концепции предшествовало несколько масштабных маневров, включая оперативно-стратегические учения «Запад-81», которые стали одной из самых масштабных проверок Советской армии за всю ее историю.

В 1984 году «Стратегическая наступательная операция на театре военных действий» была одобрена. Позже у иностранных специалистов она получила название «Доктрина Огаркова». Помимо концепции наступательной операции маршал разработал сложную многоэтапную реформу стратегических ядерных сил, противоракетной обороны и Космических войск. В целом Николай Огарков запустил сложную и весьма амбициозную военную программу, которую, по всей видимости, планировалось завершить к середине 90-х годов. Но развал СССР помещал ее реализации.

В едином корпусе

«Доктриной Огаркова» предусматривалось сформировать отдельные армейские корпуса (ОАК). Эти объединения должны были отличаться высокой подвижностью и вести бои глубоко в тылу противника. Главной ударной силой ОАК стали отдельные мотострелковые и танковые бригады. Два корпуса – 5 и 38-й – просуществовали достаточно недолго и после отставки Николая Огаркова были переформированы в обычные дивизии.

Можно подумать, что руководство СА посчитало такие объединения ненужными игрушками. Правда, анализ статьей и мемуаров бывших офицеров и генералов Советской армии показывает, что концепция отдельных корпусов была изменена. В результате ОАК оказались слишком громоздкими, надстройка в виде корпусного командования сокращалась, а бригады становились самостоятельными. По другой версии – причиной отказа от этой идеи стало то, что стратегический инструмент с возможностью непрерывно наступать на расстоянии в сотни, а то и тысячи километров посчитали чрезмерным. Поэтому место корпусов в концепции и заняли отдельные бригады.

Помимо ОАК предусматривалось создание танковых и мотострелковых дивизий с повышенной огневой мощью и маневренностью. Вместо привычных трех мотострелковых (танковых) и одного танкового (мотострелкового) полков в новых соединениях было по два танковых и два мотострелковых. Действовать такие соединения, получившие в войсках прозвище «дивизии XXI века», должны были смешанными боевыми группами.

На ТВД боевые действия должны были выглядеть следующим образом: обычные мотострелковые и танковые дивизии обеспечивали взлом обороны противника, а формирования XXI века за счет более высокой маневренности входили в прорыв, осуществляли быстрый разгром вражеских резервов, занимали выгодные позиции. После этого в бой вступали отдельные армейские корпуса (после их расформирования – отдельные бригады). В обороне «дивизии XXI века» и отдельные корпуса-бригады выступали как своеобразные пожарные команды.

Если посмотреть на историю реформирования ВС РФ, то попытки вернуться к тройной схеме предпринимались несколько раз. Более того, в том или ином виде такая концепция с начала 90-х годов всегда присутствовала в планах военных реформ.

Впервые отдельные бригады начал формировать министр обороны Павел Грачев. По имеющимся сведениям, это было сделано в продолжение той военной реформы, инициатором которой выступил Огарков. Но тяжелейший экономический кризис не позволил реализовать планы.

Второй подход был предпринят, когда начальником Генштаба стал генерал армии Юрий Балуевский. На штат «XXI века» были переведены одна танковая и две мотострелковые дивизии. Также был изменен состав отдельных бригад, сформированных еще при Грачеве. Но и в этот раз реформа не задалась – случился объявленный тогдашним министром обороны Анатолием Сердюковым «новый облик».

В настоящее время идет третья и самая удачная попытка реализовать реформу маршала Огаркова. В частности, на штат «XXI века» уже переведена 150-я мотострелковая дивизия – во вновь созданном соединении два танковых и два мотострелковых полка. По некоторым сведениям, в ближайшее время ее примеру последует еще несколько соединений. Несмотря на возвращение дивизий, в каждой общевойсковой армии остаются и отдельные танковые или мотострелковые бригады.

Четыре маленьких Генштаба

Если обратиться к пресс-релизам российского Минобороны, а также официальным публикациям военных СМИ, почти везде встречаются термины «межвидовая группировка» и «разнородная группировка сил и средств». Работы по максимально возможному взаимодействию сил и средств различных видов и родов Вооруженных Сил на ТВД велись еще с начала 2000-х. Именно для создания межвидовых и разнородных группировок в период «нового облика» были расформированы старые военные округа, а на их месте созданы стратегические командования. Несмотря на отставку Сердюкова и взятый нынешним руководством МО РФ курс на демонтаж его реформы, новые военные округа остались.

Между тем, как и в случае с бригадами, в основе формирования новых округов – объединенных стратегических командований (ОСК) лежит «Доктрина Огаркова». Именно ОСК отводилось важное место в обновленной структуре СА. В 1984 году были созданы четыре главных командования – Дальневосточное, Западное, Южное и Юго-Западное, которым подчинялись военные округа, попавшие в зону их ответственности. Во многих публикациях формирование ГК называли попыткой создать ненужную управленческую надстройку и даже способом выжать из руководства страны дополнительные генеральские должности.

Однако реформа системы военного управления была сложнее. На первом этапе планировалось создать цепочку Генштаб – главное командование – военный округ. На втором этапе за командованием округов оставалась только функция мобилизационного развертывания и подготовки мобрезерва. На третьем командование округов сокращалось до отдельных мобилизационных управлений, а в то же время в подчинение главному командованию полностью переходили объединения, соединения и воинские части родов и видов войск, которые находились на его территории.

Штаб ГК фактически становился миниатюрным Генштабом – в его структуре были представлены отделы и управления, отвечающие за планирование боевой работы ВМФ, ВВС, ВДВ. Реформу планировалось завершить к началу 90-х годов, но СССР развалился, изменения остановились на первом этапе. А позже ГК были расформированы.

Как и в случае с бригадами, в ВС РФ несколько раз предпринимались попытки сформировать объединенные стратегические командования. В частности, Юрий Балуевский смог провести решение о формировании стратегического командования на Дальнем Востоке. В подчинение СК попали Сибирский и Дальневосточный военные округа, Тихоокеанский флот, а также некоторые части и соединения Приволжско-Уральского округа.

Надо отдать должное нынешнему руководству ВС РФ, которому удалось максимально реализовать идею ОСК. Учения межвидовых и разнородных группировок сил и средств теперь обычное явление, а взаимодействие между родами и видами Вооруженных Сил хорошо налажено и стало повсеместной практикой. В составе нынешних военных округов появились специальные территориальные командования, на которые возложены задачи по подготовке мобилизационных ресурсов и резерва, а также проведения мобразвертывания.

Стратегия объединения

Важное место в «Доктрине Огаркова» отводилось реформированию Стратегических ядерных сил, противоракетной обороны и Космических войск. Эта часть глобальных изменений СА очень мало освещалась, упоминания о планах можно найти в редких публикациях и мемуарах.

Идея Николая Огаркова заключалась в создании единых стратегических сил. В их составе должно было быть два компонента – Стратегические ядерные (СЯС) и Военно-космические силы (ВКС). Как и в случае с ОСК, формирование стратегических сил проходило в несколько этапов.

На первом создавались ВКС. Их задача – предупреждение о ракетном нападении, ПРО, управление орбитальной группировкой. На втором этапе планировалось объединение ВКС и СЯС. На третьем – в подчинение новой структуры передавались все стратегические комплексы воздушного и морского базирования.

В результате к 1993 году СССР должен был получить объединенные стратегические силы, которые, действуя под единым руководством, могли одновременно обнаружить и отразить нападение, а затем нанести противнику поражение. Примечательно, что по такому пути пошли в Соединенных Штатах, сформировав в середине 90-х годов свое единое стратегическое командование.

В настоящее время в ВС РФ сформированы Воздушно-космические силы, и в нынешних ВКС видны идеи, предложенные Огарковым еще в середине 80-х: скажем, единая система ПРО, СПРН и Космических сил. Правда, тема СЯС остается в современной России одной из самых закрытых, поэтому вряд ли можно будет узнать, идет ли сейчас формирование единых стратегических сил. Не исключено, что такие работы ведутся.

Российское военно-политическое руководство неоднократно пыталось возобновить реформу Огаркова. Долгое время последствия краха СССР мешали это сделать, но сегодняшние преобразования – в задуманном, советском направлении. Идеи, предложенные Николаем Огарковым еще 30 лет назад, нашли применение, пусть и в несколько измененном виде.

Комментарии

9. Зияющие широтыПн., 13 нояб.[−]

В соответствии с декретом ЦИК СССР 1926 года государственная граница России замыкалась на Северном полюсе и проходила по линиям долготы до середины Берингова пролива на востоке и до точки сухопутной границы с Норвегией на западе. Дальновидностью Сталина, сберегшего углеводородную кладовую для будущих поколений, можно только восхищаться, чего нельзя сказать о руководстве 90-х. В 1997 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву, аннулировав таким образом упомянутый декрет ЦИК. Такое решение ельцинской команды выглядит как минимум неоднозначно с моральной, экономической и военной точки зрения. Тем более что США в отличие от России не присоединились к этой конвенции. Свои национальные интересы американцы отстаивают, не обращая внимания на международные нормы, особенно когда те противоречат их интересам. Подпись же нашей страны вызвала шквал притязаний на Арктику. Например, Канада подала в ООН заявку на расширение территории своего арктического шельфа на 1,2 миллиона квадратных километров, рассчитывая получить еще и Северный полюс с кратчайшим воздушным маршрутом между США и Россией. С уменьшением ледового покрова у НАТО появляется возможность наносить удары крылатыми ракетами из акватории Северного Ледовитого океана по всей территории нашей страны, а также использовать сухопутные вооруженные силы в этом регионе. В начале 2000-х Военно-морским министерством США принят специальный «Арктический план действий ВМС», гласящий, что у Соединенных Штатов широкие и фундаментальные интересы в регионе.

В подготовленном правительством варианте закона Севморпуть определялся как международная транспортная магистраль

Напряжение в Арктике продолжает нарастать. По словам командующего Северным флотом ВМФ России вице-адмирала Николая Евменова, прозвучавшим на первом заседании Экспертного совета Госдумы по вопросам законодательного развития районов Крайнего Севера, США, Норвегия, Канада и Дания стремятся в кратчайшие сроки зарезервировать за собой максимум прав. Возможность защиты своих интересов средствами вооруженной борьбы рассматривается ими как составная часть общей арктической политики. Зачастую более настойчиво, чем традиционные игроки, в регион к его ресурсам и транспортным магистралям рвутся экономически развитые страны, не имеющие непосредственного выхода к приполярной области: Япония, Китай, Южная Корея. С 2004 года функционирует так называемый Азиатский форум полярных исследований. В нем участвуют КНР, Япония, Южная Корея, Таиланд и Малайзия. Китайский ледокол «Сюэлун» («Снежный дракон») прошел по Северному морскому пути. На 2019 год запланирован дрейф международной станции на немецком ледоколе. Пока научное сотрудничество государств по исследованию Арктики носит дружественный характер. Однако при определенных условиях это не исключает и конкуренции.

Николай Евменов указывает, что список притязаний государств Азиатского форума и НАТО к Арктике достаточно широк. Основные позиции – воспрепятствовать России в ее желании расширить границы суверенного континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, придать международный статус Севморпути, противодействовать нам в освоении месторождений нефти и газа, а самим беспрепятственно разрабатывать ресурсы Арктики, а также усилить военную активность НАТО в регионе. «Действия приарктических и других государств по оказанию политического давления на Россию, а также наращивание экономического и военного присутствия в Арктике объективно требуют от нас мер по защите национальных интересов», – резюмирует командующий Северным флотом.

Айсберг, затертый бумагами

Возникает вопрос: насколько адекватны меры законодательного обеспечения противодействия этому давлению? Возможно ли повторение глупости, совершенной в 1997 году? Вопрос не настолько нелеп, как может показаться. Крайнего Севера и Арктики касается более 500 российских законодательных и нормативных актов. Они нередко взаимоисключающи, считает Артур Чилингаров.

В этой неразберихе лишь несколько законов остаются адекватными современным условиям. Все они были приняты после 2008 года.В перечень входит и госпрограмма «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», срок реализации которой продлен до 2025-го. Основополагающим документом, определяющим нашу политику в Мировом океане, является «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года». Она определяет шесть главных региональных направлений, в том числе и арктическое. В развитие положений доктрины издан президентский указ № 327 «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года». Большая же часть подобных документов требует экспертизы на соответствие современным условиям.

Зияющие широты

В результате неразберихи в законах на неопределенное время задерживается завершение строительства ледокола «Арктика». Причина в том, что «Кирoв-Энергомаш» не может поставить паротурбинную установку изготовителю ледокола – ЦКБ «Айсберг». «Серьезной проблемой является изменение законодательства в части проведения закупочных кампаний», – объяснил причину срыва сроков поставки установки главный конструктор ЦКБ Александр Рыжков.

До сих пор не утверждена концепция системы космической связи, обеспечивающей предприятия и воинские части, находящиеся в высокоширотной зоне. Объявлять тендер пока не планируется, заявил руководитель Федерального агентства связи (Россвязь) Олег Духовницкий. Ранее его зам Игорь Чурсин говорил, что сегодня с помощью спутников связи на геостационарной орбите Арктический регион и Севморпуть прикрыты «на грани фола».

По словам Евменова, Минприроды России в прошлом году подготовило проекты комплексного управления природопользованием в арктических морях (включая российскую часть Баренцева), а также федерального закона «О морском (акваториальном) планировании». Предполагаются экологические ограничения деятельности в различных областях, в том числе в военной, а также изменение режима функционирования Севморпути, смещение его маршрута севернее архипелага Новая Земля. Законопроект подготовлен на основе совместных российско-норвежских разработок. Главная цель – обеспечение хозяйственной деятельности в прибрежной акватории. «Данная цель недостижима без гарантий военной безопасности Российской Федерации в Арктической зоне, однако вопросы, с этим связанные, в проект почему-то не включены», – предупреждает Евменов.

Стратегии дилетантов

Обеспечение безопасности северных рубежей России, может быть, даже в большей степени, чем экономические резоны, определяет нынешний интерес к арктической теме. Проводятся учения, в том числе высадка десанта на Северный полюс. На Новосибирских островах создается военная база. Восстанавливается инфраструктура Севморпути.

Почти 200 тысяч семей северян стоят в очереди на получение жилищных субсидий для того, чтобы уехать

К счастью, удалось предотвратить законодательное преступление, в сравнении с которым ратификация Конвенции ООН по морскому праву 1997 года показалась бы детской шалостью. В первоначальном варианте, подготовленном правительством, Севморпуть определялся как международная транспортная магистраль. К счастью, нашлись силы, которые настояли на том, что СМП – исторически сложившаяся транспортная коммуникация России в Арктике.

По словам председателя Комитета Госдумы по обороне Владимира Шаманова, в последнее годы удалось придать статус оперативно-стратегического командования Северному флоту ВМФ России. «Таким образом, появился хозяин, который за все отвечает, все координирует», – сказал генерал на заседании Экспертного совета. Шаманов считает необходимым прилагать больше усилий по защите интересов России на дипломатическом уровне и активно участвовать в работе международных организаций. Участие в договорах и соглашениях расширяет наши возможности, когда они отвечают национальным интересам. Например, комиссия ООН признала правомерность российской заявки на континентальный шельф Охотского моря, теперь оно фактически стало для России внутренним.

Вместе с тем северные границы не будут на замке, если не создать надежные тылы. А они определяются социально-экономическим развитием региона. По словам Валерия Бабкина, директора Международного института проблем химизации современной экономики, дела обстоят из рук вон плохо. Например, на Сахалине на основе Соглашения о разделе продукции действуют крупные компании с участием иностранного капитала. «Но в результате их деятельности Сахалин не получил практически ничего, – считает ученый. – В России существует 45 стратегий и ни одна из них не выполняется. Почему за их разработку берутся люди, никогда этому не учившиеся и очень плохо понимающие, что нужно делать?». Существует мнение, что с начала 90-х все лучшие специалисты привлекаются в коммерческие структуры и, дескать, подготовка качественных стратегий и законов отдана на откуп дилетантам. Генеральный директор Всероссийского института авиационных материалов академик Евгений Каблов не устает повторять с самых высоких трибун: «Необходимо срочно и резко изменить роль и статус РАН, вернуть те права, которые были всегда. Именно академия должна давать окончательное заключение о научной обоснованности, технологической реализуемости любого крупного государственного проекта».

Великий северный исход

Как восстановить инфраструктуру Крайнего Севера, если оттуда бегут люди? По информации председателя Комитета Государственной думы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока Николая Харитонова, более четверти ныне работающих на Севере пытаются переселиться в другие регионы России, и людей можно понять. Минимальная зарплата в России установлена в размере 7800 рублей для всех регионов, а прожиточный уровень на севере и на юге совершенно разный. Нет реальных северных надбавок. Да и другие гарантии представлены большей частью на бумаге. Почти 200 тысяч семей северян стоят в очереди на получение субсидий для того, чтобы уехать «на материк». Многие ждут от государства жилищный сертификат больше 20 лет. Почти восемь тысяч человек из них старше 80 лет. По словам губернатора Мурманской области Марины Ковтун, на протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция сближения регионального и среднероссийского размеров заработной платы. Если в 2003 году разрыв был в 1,6 раза, то в 2016-м – в 1,3. «Сегодня преимуществ жизни на Севере фактически нет, поэтому основным фактором снижения численности населения Мурманской области становится миграционный отток. Смею предположить, это не только у нас, но и на других территориях Арктической зоны», – заявила Марина Ковтун.

В последние годы происходит экономический и цивилизационный поворот России с Запада на Восток. По меткому замечанию Марии Ковтун, этот процесс сопровождается перетягиванием одеяла с Крайнего Севера, что незаслуженно снижает внимание к очень выгодным проектам на Севере, в частности в Мурманской области. В первую очередь упреки губернатора относятся к «Газпрому», который откладывает в долгий ящик планы по газификации области. «Конкурентное преимущество Мурманской области – широкие экспортные возможности. Наш регион имеет свободный, ничем не ограниченный выход в Мировой океан, и размещение у нас производств по сжижению природного газа могло бы обеспечить гораздо более существенные объемы экспорта, нежели планирующиеся сегодня к созданию мощностей на Балтике», – считает Марина Ковтун.

Комментарии

10. Асгардия обрела свою суверенную территорию в космосеВс., 12 нояб.[−]


Запуск 12 ноября 2017 года прошел в штатном режиме, в 15 часов 20 минут по московскому времени. Спутник «Асгардия-1», содержащий Конституцию Асгардии, государственные символы и иные документы, данные об асгардианских гражданах, а также файлы, присланные самими асгардианцами, находится на борту космического грузовика Cygnus. Уже через восемь минут после запуска дата-центр первого космического государства появился в космосе.


Таким образом, цифровое космическое королевство Асгардия обрело полноценный космический статус и суверенную территорию.
По плану, через двое суток космический грузовик со спутником «Асгардия-1» на борту пристыкуется к МКС. После разгрузки он доставит спутник Асгардии на орбиту высотой свыше 500 километров. Включение всех систем «Асгардия-1» запланировано в декабре этого года.


Фото: http://www.ashurbeyli.ru/

Источник

Комментарии


 
Каталог RSS-каналов (лент) — RSSfeedReader
Всего заголовков: 10
По категориям:
Все заголовки
По датам:
Все заголовки
2017-11-20, Пн. (1)
2017-11-19, Вс. (1)
2017-11-18, Сб. (1)
2017-11-17, Пт. (1)
2017-11-16, Чт. (1)
2017-11-14, Вт. (3)
2017-11-13, Пн. (1)
2017-11-12, Вс. (1)
По авторам:
Все заголовки