| 2. Что там, за СадовымВт, 16 апр[-/+] Истории и легенды старинных московских дорог, которые превратились в шоссе и проспекты. Лекция 1: Ярославская дорога (18+) От Сухаревой башни до Лосиного острова: шотландский колдун, вояж «Рабочего и колхозницы» и первый водопровод. Лекция 2: Стромынская дорога От Красных ворот до Гольянова: пожарная каланча, потешная крепость и владения царевича из Золотой Орды. Лекция 3: Владимирская дорога (18+) От Рогожской слободы до Южного Измайлова: старообрядцы, арестанты и тайное венчание императрицы. Лекция 4: Рязанская дорога От Таганки до Выхина: театр в колокольне, путешествие на мыс Доброй Надежды и царские пчелы. Лекция 5: Каширская дорога От слободы каменщиков до Борисовских прудов: три монастыря, два дворца и одно городище. Лекция 6: Серпуховская дорога (18+) От Мытного двора до Бирюлева: фабрики, казармы и древние курганы. Лекция 7: Калужская дорога (18+) От «Сковороды» до Теплых Станов: парадный проспект, усадьба Пиковой дамы и первые хрущевки. Лекция 8: Смоленская дорога (18+) От Нового Арбата до Сетуни: дома-книжки, ближняя дача Сталина и «чертовы пальцы». Лекция 9: Тверская дорога (18+) От Триумфальной площади до Речного вокзала: народные гуляния, поселок художников и первая «Девушка с веслом». Лекция 10: Дмитровская дорога (18+) От Долгоруковской до Бескудникова: конно-железные дороги, пересыльная тюрьма и дворец, ставший академией. | ↑ |
3. Оперы и призраки. Музыкальные страшилкиЧт, 04 апр[-/+] Мрачные замки, привидения, злодеи и черти — жуткие истории в операх композиторов XX века рассказывает музыкальная журналистка Ляля Кандаурова. . Лекция 1: Саломея и отрубленная голова Об иудейской царевне, которая была отвергнута христианским пророком и жестоко отомстила ему за это.
В лекции звучат фрагменты следующих произведений:
Рихард Штраус. «Танец семи покрывал» из 4-го акта оперы «Саломея». Исполняет Саксонская государственная капелла под руководством Сэйдзи Одзавы. Альбом «Salome, Op. 54». Universal International Music B.V., 1994.
«Яндекс Музыка»
https://music.yandex.by/album/3123622/track/26285007
Эндрю Ллойд Уэббер. Увертюра из мюзикла «Призрак оперы». Исполняют Петер Гофман и Анна Мария Кауфман. Альбом «The Phantom of the Opera (1990 German Cast)». Polygram Int’l, 2007.
Apple Music
https://music.apple.com/il/artist/the-phantom-of-the-opera-1990-german-cast/1645528879
Рихард Штраус. «Wo ist er, dessen Sundenbecher jetzt voll ist?» из 3-го акта оперы «Саломея». Исполняет Саксонская государственная капелла под руководством Сэйдзи Одзавы. Альбом «Salome, Op. 54». Universal International Music B.V., 1994.
«Яндекс Музыка»
https://music.yandex.by/album/3123622/track/26284992
Рихард Штраус. «Wie schon ist die Prinzessin Salome heute Nacht!» из 1-го акта оперы «Саломея». Исполняет Ричард Лич. Альбом «Salome, Op. 54». Universal International Music B.V., 1994.
«Яндекс Музыка»
https://music.yandex.by/album/3123622/track/26284986
Рихард Штраус. «Jochanaan! Ich bin verliebt in deinen Leib» из 3го акта оперы «Саломея»
Исполняет Джесси Норман. Альбом «Salome, Op. 54». Universal International Music B.V., 1994.
«Яндекс Музыка»
https://music.yandex.by/album/3123622/track/26284995
Рихард Штраус. «Jauchze nicht, du Land Palastina» из 2-го акта оперы «Саломея». Исполняют Джеймс Моррис и Джесси Норман. Альбом «Salome, Op. 54». Universal International Music B.V., 1994.
«Яндекс Музыка»
https://music.yandex.by/album/3123622/track/26284990
Рихард Штраус, «Ah! Ich habe deinen Mund gekusst, Jochanaan» из 4-го акта оперы «Саломея»
Исполняет Джесси Норман. Альбом «Salome, Op. 54». Universal International Music B.V., 1994.
«Яндекс Музыка»
https://music.yandex.by/album/3123622/track/26285015. Лекция 2: Герцог Синяя Борода и потерянные жены О загадочном герцоге Синяя Борода, о том, что скрывается за запертыми дверями его мрачного замка, и о том, почему их не следует открывать.
В лекции звучат фрагменты следующих произведений:
Бела Барток. «Prologue & Opening» из оперы «Замок герцога Синяя Борода». Исполняет оркестр Берлинской филармонии под руководством Бернарда Хайтинка. Солисты: Анне Софи фон Оттер (меццо-сопрано), сэр Джон Роуленд Томлинсон (бас), Шандор Элеш (рассказчик). Альбом «Bartok — Bluebeard’s Castle». A Warner Classics release, 1996.
«Яндекс Музыка»
https://music.yandex.ru/album/43211/track/417900
Mandel Quartet. «Nosza hajdu, firge varju». Альбом «Ungaresca — 500 Years of Hungarian Music». Hungaroton, 2014.
«Яндекс Музыка»
https://music.yandex.ru/album/147358/track/57100739
Бела Барток. «First Door (The Torture Chamber)» из оперы «Замок герцога Синяя Борода». Исполняет оркестр Берлинской филармонии под руководством Бернарда Хайтинка. Солисты: Анне Софи фон Оттер (меццо-сопрано), сэр Джон Роуленд Томлинсон (бас), Шандор Элеш (рассказчик). Альбом «Bartok — Bluebeard’s Castle». A Warner Classics release, 1996.
«Яндекс Музыка»
https://music.yandex.ru/album/43211/track/417895
Бела Барток. «Second Door (The Armoury)» из оперы «Замок герцога Синяя Борода». Исполняет оркестр Берлинской филармонии под руководством Бернарда Хайтинка. Солисты: Анне Софи фон Оттер (меццо-сопрано), сэр Джон Роуленд Томлинсон (бас), Шандор Элеш (рассказчик). Альбом «Bartok — Bluebeard’s Castle». A Warner Classics release, 1996.
«Яндекс Музыка»
https://music.yandex.ru/album/43211/track/417899
Бела Барток. «Third Door (The Treasury)» из оперы «Замок герцога Синяя Борода». Исполняет оркестр Берлинской филармонии под руководством Бернарда Хайтинка. Солисты: Анне Софи фон Оттер (меццо-сопрано), сэр Джон Роуленд Томлинсон (бас), Шандор Элеш (рассказчик). Альбом «Bartok — Bluebeard’s Castle». A Warner Classics release, 1996.
«Яндекс Музыка»
https://music.yandex.ru/album/43211/track/417896
Бела Барток. «Fourth Door (The Secret Garden)» из оперы «Замок герцога Синяя Борода». Исполняет оркестр Берлинской филармонии под руководством Бернарда Хайтинка. Солисты: Анне Софи фон Оттер (меццо-сопрано), сэр Джон Роуленд Томлинсон (бас), Шандор Элеш (рассказчик). Альбом «Bartok — Bluebeard’s Castle». A Warner Classics release, 1996.
«Яндекс Музыка»
https://music.yandex.ru/album/43211/track/417901
Бела Барток. «Fifth Door (Bluebeard’s Kingdom)» из оперы «Замок герцога Синяя Борода».
Исполняет оркестр Берлинской филармонии под руководством Бернарда Хайтинка. Солисты: Анне Софи фон Оттер (меццо-сопрано), сэр Джон Роуленд Томлинсон (бас), Шандор Элеш (рассказчик). Альбом «Bartok — Bluebeard’s Castle». A Warner Classics release, 1996.
«Яндекс Музыка»
https://music.yandex.ru/album/43211/track/417893
Бела Барток. «Sixth Door (Tears)» из оперы «Замок герцога Синяя Борода». Исполняет оркестр Берлинской филармонии под руководством Бернарда Хайтинка. Солисты: Анне Софи фон Оттер (меццо-сопрано), сэр Джон Роуленд Томлинсон (бас), Шандор Элеш (рассказчик). Альбом «Bartok — Bluebeard’s Castle». A Warner Classics release, 1996.
«Яндекс Музыка»
https://music.yandex.ru/album/43211/track/417898
Бела Барток. «Seventh Door (Bluebeard’s Former Wives)» из оперы «Замок герцога Синяя Борода». Исполняет оркестр Берлинской филармонии под руководством Бернарда Хайтинка. Солисты: Анне Софи фон Оттер (меццо-сопрано), сэр Джон Роуленд Томлинсон (бас), Шандор Элеш (рассказчик). Альбом «Bartok — Bluebeard’s Castle». A Warner Classics release, 1996.
«Яндекс Музыка»
https://music.yandex.ru/album/43211/track/417897. | ↑ |
4. Кто такие обэриутыЧт, 04 апр[-/+] Хармс, Введенский, Заболоцкий, Олейников, Вагинов и другие: сборище друзей, оставленных судьбою, или важные представители русского модернизма. Лекция 1: Как появились и куда пропали обэриуты Что объединило поэтов очень разного происхождения и чем закончились их скандальные выступления в конце 20-х годов. Лекция 2: Александр Введенский: обэриут и чинарь авторитет бессмыслицы (18+) Стихи для Блока, дружба с Хармсом, разногласия с Заболоцким, разбрасывание предмета на части, а действия — на куски. Лекция 3: Николай Заболоцкий: знаменитый обэриут и советский поэт (18+) Серьезный провинциал, авангардист в военной форме, самый успешный из обэриутов, отрекшийся от ранних стихов и попрощавшийся с друзьями. Лекция 4: Николай Олейников: безжалостный обэриут с партбилетом (18+) Страстный редактор газеты «Всероссийская кочегарка» и журнала «Забой», идеолог «Чижа» и «Ежа», сластолюбец, насмешник, сочувствующий насекомым и, возможно, убивший отца. Лекция 5: Константин Вагинов: случайный обэриут (18+) Поэт, вышедший из кругов Гумилева и Кузмина, коллекционер и нумизмат, который воспел умирающую в Ленинграде старую культуру. Лекция 6: Хранители ОБЭРИУ: Липавский, Друскин и Бахтерев Автор книг для революционной молодежи и философских трактатов, мудрец и учитель математики, советский писатель и последний обэриут. | ↑ |
6. Сказки бабушки ГусыниВт, 12 мар[-/+] В чем секрет сказок? Где они прячутся в обычной жизни? Можно ли сделать так, чтобы Лиса не съела Колобка? Зачем дед и баба хотят разбить золотое яйцо Курочки Рябы? И как поэты помогают нам расти? Учитель литературы и бабушка четырех внуков Елена Вигдорова читает классические сказки, стихи и рассказы, помогает понять, что в них такого особенного, придумывает игры и спектакли. А еще учит сочинять свои собственные сказки!. Лекция 1: Трейлер! Подкаст-бабушка для всех, кто любит сказки В новом подкасте учитель литературы и бабушка четырех внуков Елена Вигдорова рассказывает, в чем секрет сказок. Лекция 2: Курочка Ряба. Зачем разбивать золотое яйцо? Как сказки помогают понимать других людей? Что общего у деда и бабы с библейскими Адамом и Евой? И почему курочка снесла взамен золотого яичка простое? Елена Вигдорова рассказывает, что скрывается в сказке, которую мы слушаем, еще не научившись говорить.. Лекция 3: Репка и сорока-белобока. Важна ли помощь самых маленьких? Что за загадочные ноги помогали вытягивать репку? Права ли была сорока-белобока, когда не дала младшему сыну каши? Можно ли пересочинить сказку, если она не очень нравится? Как в сказку играть и как ее нарисовать?
При прослушивании вам пригодятся бумага и то, чем вы любите рисовать!
Присылайте ваши работы и подписи к ним в телеграм-бот @hellogoosesoose_bot – некоторые из них мы опубликуем у себя в соцсетях.. Лекция 4: Три медведя. Как поставить спектакль, если не хватает кукол? Откуда в сказке о трех медведях старушка, лис и Златовласка? Что за кашу ели медведи? И главное — как сыграть на сцене сказку, если у вас всего один плюшевый медведь?. Лекция 5: Петя Пинчиков и другие. Часть 1. Как смешные стихи помогают расти? Почему веселый старичок из стихотворения Хармса так странно хихикает? Зачем мальчику Лемеле понадобилось запирать сестру в сарае? Может ли табурет помочь ребенку укусить себя за лоб? И как поэты делают стихи смешными?. Лекция 6: Петя Пинчиков и другие. Часть 2. Это что за безобразие? Виноват ли индюк в беспорядке, который творится у дяди Бори? Зачем слон хоботом ставит на крышу дома автомобиль? И как маленькая девочка может спасти целый город?. | ↑ |
8. Мопса, попинька и другие звериЧт, 07 мар[-/+] Филолог Екатерина Лямина рассказывает, каких животных и почему держали дома герои русской классической литературы. Лекция 1: Зачем литературе питомцы Как домашние животные стали не только спутниками человека, но и отражением его мира. Лекция 2: Гончие, борзые, моськи и левретки Каких собак заводили герои классической русской литературы, какие клички им давали и почему Муму не подходит Герасиму. Лекция 3: Мышеловы, оборотни и искусители Почему в русской литературе мало кошек и как они связаны с мистикой и судьбой. Лекция 4: Обезьяна заморская, слон и медведь Какие экзотические животные становились литературными героями и кого из них действительно держали в России в XIX веке. Лекция 5: Кобылицы, клячи и скакуны Лошадь в русской литературе как свидетель, объект восхищения и средство передвижения. Лекция 6: Чижики, снегири и канарейки О чем и зачем поют птицы в русских стихах и прозе XVIII–XIX веков. | ↑ |
9. «Жи-ши» и другие: зачем языку правилаЧт, 22 фев[-/+] Как орфографические правила хранятся в голове, как ими пользуются дети и взрослые, чем отличаются правила в разных языках, чему и зачем нас учат в школе и что лингвисты думают обо всем этом. Лекция 1: Правдун намакаронился: как дети учатся говорить на родном языке Чем дети, которые осваивают язык, отличаются от иностранцев, как ребенок исправляет язык и можно ли воспитать билингва. Лекция 2: О или Ё: откуда берутся орфографические ошибки Чем устный язык отличается от письменного, почему цыган встал на цыпочки, куда девались беглые гласные, О или Ё, сколько Л и Н, слитно, раздельно или через дефис, а также феминитивы. Лекция 3: «Ча-ща»: зачем писать правильно, если и так понятно Как устроен курс русского языка в школе, что такое норма, почему она не очень интересует ученых и надо ли бояться изменений в языке. Лекция 4: Как мы осваиваем правила языка Где у нас в голове хранятся неправильные глаголы, как мозг их распознает, как ребенок приходит к тем или иным правилам и какие еще исследования проводят лингвисты. | ↑ |
13. Неловкая паузаСр, 17 янв[-/+] Подкаст с самыми невероятными фактами из истории культуры. Сотрудники Arzamas делятся своими находками, которые заполнят любую неловкую паузу в разговоре. Лекция 1: Волхвы принесли дары... А кто такие волхвы? Откуда они взялись и зачем пришли к младенцу Иисусу? Рассказывает редактор Arzamas Кирилл Головастиков — по материалам курса «Пророк Заратустра и его религия: что надо знать». Лекция 2: Французы брали трусы напрокат?! (18+) О нравах XVII века рассказывает редактор Arzamas Вячеслав Рогожников — по материалам курса «Париж эпохи мушкетеров». Лекция 3: Когда европейцы перестали продавать своих жен? (18+) А ведь если перестали, значит, когда-то продавали... Разбираемся в темной истории брачных традиций вместе с редактором Arzamas Наташей Фаликовой — по материалам курса «Краткая история феминизма». Лекция 4: Как отличить японского дракона от китайского? У какого дракона есть борода, а какой вообще дракониха? Рассказывает Наташа Фаликова, редактор курса Arzamas «Средневековый Китай и его жители». Лекция 5: Княгиня Ольга покорила древлян — и императора Византии?! (18+) Он был безумно влюблен, а ей была нужна только власть? Редактор Arzamas Мика Голубовский пытается разобраться в легендах о древнерусской правительнице, а помогает ему в этом курс «Загадки „Повести временных лет“». Лекция 6: С чего начинается рай? (18+) А точнее, наше представление о рае (и аде)? Рассказывает редактор Arzamas Кирилл Головастиков — по материалам курса «Пророк Заратустра и его религия: что надо знать». Лекция 7: За что фараоны просят прощения? Да, египетские цари тоже иногда извиняются! Рассказывает редактор Arzamas Юлия Богатко — по материалам курса «Мир древнего египтянина». Лекция 8: Главный китайский фут-фетиш: как он появился? (18+) Почему бинтование женских ног считалось нормальным так долго — почти тысячу лет? Обсуждаем с Наташей Фаликовой, редактором курса «Средневековый Китай и его жители». Лекция 9: Откуда взялись масоны? Обсуждаем историю знаменитого тайного общества с Ирой Калитеевской, редакторкой курса «Анатомия готического собора». Лекция 10: Почему нельзя стрелять в пианиста? (18+) Что значит «он играет как умеет»? Откуда взялась эта фраза — и кто из знаменитостей ее прославил? Выясняем с редактором Arzamas Кириллом Головастиковым. Лекция 11: Зачем Булгаков назвал мастера мастером? Почему у героя романа нет имени и при чем тут Сталин? Рассказывает редактор Arzamas Кирилл Головастиков — по материалам курса «Мир Булгакова». Лекция 12: Кто стоял в средневековых пробках? (18+) Как час пик на Новом мосту связан с началом Нового времени? Обсуждаем с Вячеславом Рогожниковым, редактором курса Arzamas «Париж эпохи мушкетеров». Лекция 13: Почему собаки стали космонавтами? (18+) Как так вышло, что советские ученые решили отправлять в космос именно собак, а не других животных? Обсуждаем с редактором Arzamas Наташей Фаликовой. Лекция 14: Компромат от русского гуру повлиял на выборы президента США?! Как последователь Николая Рериха чуть не возглавил американское правительство? Обсуждаем с Кириллом Головастиковым, соведущим подкаста об искусстве и выставках «Зачем я это увидел?». Лекция 15: Фестиваль пива в католическом храме?! (18+) Продажа алкогольных напитков, танцы, драки, собаки — все это непредставимо внутри церкви. Но всегда ли так было? Рассказывает Ира Калитеевская, редакторка курса Arzamas «Анатомия готического собора».. | ↑ |
14. 15 песен на идише, которые помогают проникнуться еврейской культуройЧт, 11 янв[-/+] Бублички, несчастье, Пурим и еврейская мама — в бонусном материале к рассказу Марии Каспиной о главных словах идиша. Лекция 1: Предуведомление Редактор Мика Голубовский объясняет, что вы сейчас услышите, а на фоне звучит инструментальная композиция «А идише маме», записанная в Сан-Паулу в 1952 году. Лекция 2: «Идиш» Исполняет Молли Пикон, запись сделана в Нью-Йорке в 1939 году. Лекция 3: «Бейглы» («Бублички») Исполняет Песах Бурштейн, запись сделана в Нью-Йорке в 1929 году. Лекция 4: «А идише мама» Исполняет Дэвид Паттерман, запись сделана в Нью-Йорке в 1929 году. Лекция 5: «Снег идет» Исполняет еврейская капелла «Евоканс», запись сделана в Киеве в 1939 году. Лекция 6: «Свадьба в штетле» Исполняют Авраам Эльштейн и его оркестр, запись сделана в Нью-Йорке в 1940-е годы. Лекция 7: «Песня Бялика» Исполняет Палестинский танцевальный оркестр Дейва Тарраса, запись сделана в 1930—50-е годы в США. Лекция 8: «Несчастье, чего ты хочешь?» Исполняет Бенни Белл, запись сделана в Нью-Йорке в 1946 году. Лекция 9: «Жужжат пчелы» Исполняет Марина Гордон, запись сделана в Москве в 1956 году. Лекция 10: «Еще бокал» Исполняет Сэм Либерман и его оркестр, запись сделана в Буэнос-Айресе в 1930-е годы. Лекция 11: «Ихес» Исполняют Аарон Лебедефф и оркестр Луи Фридселла, запись сделана в Нью-Йорке в 1922 году. Лекция 12: «Вечер пятницы, после цимеса» Исполняют Гасси и Эйб Карп, запись сделана в Нью-Йорке в 1919 году. Лекция 13: «Бухарестский хасид» Исполняет Еврейский оркестр И. Хохмана, запись сделана в Нью-Йорке в 1924 году. Лекция 14: «Пурим» Исполняет Людвиг Зац, запись сделана в США в 1924 году. Лекция 15: «Серенада литвака» Исполняет Аарон Лебедефф, запись сделана в США в 1948 году. Лекция 16: «Идишкайт» Исполняет Симон Паскаль, запись сделана в США в 1909 году. | ↑ |
16. Новогодние сказки бабушки ГусыниВт, 26 дек 2023[-/+] Учитель литературы Елена Вигдорова рассказывает об истории новогодних праздников, вспоминает неизвестную сказку о том, как впервые нарядились елки, и читает рассказ Михаила Зощенко про Лёлю и Миньку.. Лекция 1: Новогодние сказки бабушки Гусыни Учитель литературы Елена Вигдорова рассказывает об истории новогодних праздников, вспоминает неизвестную сказку о том, как впервые нарядились елки, и читает рассказ Михаила Зощенко про Лёлю и Миньку.
Над выпуском работали:
Редактор Лиза Марантиди
Звукорежиссер Камиль Шаймарданов
Композитор Евгений Миневский
Фактчекер Александра Бабицкая. | ↑ |
18. Ассирия. Жизнь и смерть древней империиЧт, 07 дек 2023[-/+] Историк Екатерина Маркина — об ассирийских столицах и дворцах, царях и торговцах, гадателях и евнухах, а также о том, как в Месопотамии появилась великая империя, отчего она погибла и кто заново её нашёл. Лекция 1: Ашшур: город и божество Чем Южная Месопотамия отличалась от Северной, почему ассирийские цари называли себя наместниками бога Ашшура и о чем писали ашшурским торговцам их жены. Лекция 2: Как Ашшур стал Ассирией Почему ассирийские цари считали фараонов братьями, как они защищали божественный порядок от враждебного хаоса и зачем ассирийцы депортировали народы. Лекция 3: Город Кальху: Ассирия в миниатюре (18+) О чем рассказывают рельефы ассирийских дворцов, как ассирийцы уходили от налогов и за что цари так любили евнухов. Лекция 4: Золотой век Ассирии Как ассирийцы воевали, за какими соседями шпионили и почему превратили только что отстроенную столицу в город-призрак. Лекция 5: Что погубило Ассирийскую империю (18+) Чем ассирийцы лечились, как узнавали волю богов и как великий царь Ашшурбанапал приблизил падение собственной империи. Лекция 6: Как европейцы открыли Ассирию Эпоха великих археологических открытий: как английские и французские дилетанты соревновались в раскопках ассирийских столиц, дворцов и рельефов. | ↑ |
19. Бандитский Петербург Серебряного векаЧт, 30 ноя 2023[-/+] Как раскрывались самые громкие преступления на закате Российской империи. Курс подготовлен совместно с Домом культуры Льва Лурье. Лекция 1: Пороки и преступления в Петербурге начала ХХ века (18+) Спиридоны-повороты, щипачи, бродяги, насильники, пьяницы, карманники, проститутки, плакальщики, взяточники и как с ними боролась сыскная полиция. Лекция 2: Преступления полусвета: убийство в несчастливой квартире (18+) «При каких обстоятельствах был истерзан Федоров? И Федоров ли он? Ревность или политическая подкладка?» — «Несомненно, это месть». Лекция 3: Убийство в большом свете: загадочная болезнь прапраправнука Екатерины II (18+) Эстрадная певица, средство для потенции, таинственный яд, санаторий для служащих, честолюбие, страсть и другие компоненты убийства, казавшегося идеальным. Лекция 4: Извозчики и проститутки: убийства женщин и женщины-убийцы (18+) Абьюз, бытовое пьянство, несчастная любовь, маниакальная ненависть к брюнеткам и другие причины оказаться на каторге накануне революции. Лекция 5: Дворяне и спорт: убийства на скейтинг-ринге (18+) Вырождающийся правящий класс, королевы бриллиантов и различные способы вернуть утраченное состояние. Лекция 6: Бизнес и чиновники: коррупционные скандалы начала ХХ века (18+) Кумовство, взятки, откаты, трамваи, зерно для голодающих: при чем здесь престижное потребление и балерина Анна Павлова. | ↑ |
20. КомикодСр, 22 ноя 2023[-/+] Ученые рассказывают об исторической и культурной подоплеке самых известных комиксов и манги. Лекция 1: «Мстители» и Локи (18+) Как мастер перевоплощений, помощник Тора и Одина стал «отцом чудовищ» и организовал убийство самого доброго божества в скандинавском пантеоне. Лекция 2: «One Piece» и пираты Откуда взялись представления о «хороших пиратах» и почему для своего времени морские разбойники были крайне прогрессивны. Лекция 3: «V — значит Vендетта» и Гай Фокс (18+) Как католики боролись за свои права в Англии XVII века и почему один из главных мировых символов протеста долгое время был для англичан символом предательства. Лекция 4: «Стальной алхимик» и философский камень Что такое философский камень, как люди безуспешно искали его на протяжении многих столетий и как ошибочно понятая инструкция по его изготовлению привела к настоящему научному открытию. Лекция 5: «Ходячие мертвецы» и зомби Где появились зомби, обладают ли они собственной волей, можно ли их подчинить и как вырастить живого мертвеца в домашних условиях. Лекция 6: «Черная вдова» и шпиономания Как на СССР и США накатывали волны шпиономании и почему одна из самых известных шпионок вселенной Marvel была запоздалым продуктом своей эпохи. Лекция 7: «Хранители» и тест Роршаха Как странные картинки, которые Герман Роршах придумал, чтобы диагностировать шизофрению, стали одним из самых известных психологических тестов в истории. Лекция 8: «Наруто» и ёкай (18+) Откуда в манге взялись девятихвостые лисы, коты-оборотни и водяные.
В выпуске упоминается «Тетрадь смерти». Российское законодательство не рекомендует ее лицам, не достигшим возраста 18 лет.. Лекция 9: «Шазам!» и смертные грехи (18+) Как на протяжении истории менялась концепция смертных грехов, что о ней думали Данте и Чосер и как со всем этим связано телевидение. Лекция 10: Песочный человек Как родился образ существа, которое управляет человеческими сновидениями, и насколько по-разному его осмысляли Эрнст Гофман, Ханс Кристиан Андерсен и Нил Гейман. | ↑ |
Powered by
| |